Север и рынок. 2014, N 5.
За рубежом ежегодные заимствования муниципалитетов достигают 15-20% доходов бюджета [2, с.18-24], при этом для получения заемных средств органы местной власти используют следующие формы заимствования: банковский кредит, вексельный заем; облигационный заем. Каждая форма муниципального заимствования имеет свою сферу применения: банковские кредиты используются для покрытия краткосрочных кассовых разрывов, вексельные займы - для покрытия дефицита муниципального бюджета, облигационные займы - для финансирования долгосрочных капиталовложений. В отечественной практике широко применяются кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые являются целевыми и предоставляются только муниципальным образованиям, не имеющим задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом. Согласно Бюджетному Кодексу РФ данные кредиты даются не более чем на 3 года, в силу чего не могут использоваться в качестве финансирования крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на длительный срок. К тому же возможности получения средств из вышестоящих бюджетов крайне ограничены, если данный проект не попал в какую-либо федеральную или региональную программу. В связи с этим основным источником финансирования инвестиционных проектов на муниципальном уровне, по мнению некоторых авторов [3], выступают заемные средства (облигации) и кредиты коммерческих организаций. Законодательством предусмотрено право для муниципальных образований осуществлять муниципальное заимствование путем выпуска муниципальных ценных бумаг, условия и порядок выпуска которых регулируются Бюджетным Кодексом РФ, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 15.06.1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и Уставом муниципального образования. При этом специфика муниципальных займов состоит в том, что целью выпуска муниципальных займов является решение местных проблем, а не извлечение прибыли и получение максимальных дивидендов по займу. В мировой практике облигационные займы являются широко распространенным способом заимствования для региональных и местных органов власти. На международных фондовых рынках муниципальные облигации занимают одно из основных мест, получив особое развитие в федеративных государствах с высокой степенью экономической самостоятельности регионов. По обороту рынка муниципальных облигаций лидирует США. Значительную долю рынка занимают европейские страны. В странах Западной Европы роль облигационных займов в качестве источников финансирования является одним из важнейших способов пополнения местного бюджета. Например, во Франции заемные средства составляют 32-35% общего объема бюджета местного самоуправления [4]. В Российской Федерации в настоящее время рынок муниципальных облигаций (облигаций городов и районов, не являющихся субъектами Российской Федерации) является неразвитым. Существует комплекс различных ограничений на возможности выпуска 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz