Север и рынок. 2014, N 5.

ссудополучателей, залогодержателей и т.д. По мнению той же Саранской О.Л. использование имущества муниципальной казны является наиболее эффективной формой сотрудничества с малым и средним предпринимательством [1]. Финансовые ресурсы муниципального образования выделяются в отдельную категорию муниципальной собственности. Законом №131-ФЗ финансовые ресурсы местного самоуправления определены как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий. В составе финансовых ресурсов муниципалитета выделяются: • бюджетные средства (местный бюджет, финансовая помощь из вышестоящих бюджетов, внебюджетные фонды); • средства предприятий и организаций; • заемные средства (бюджетные ссуды, кредиты коммерческих банков). Местный бюджет формируется за счет собственных доходов муниципальных образований, перечень которых определен Бюджетным Кодексом РФ и федеральным законом №131-ФЗ, а также за счет безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ, к которым относятся дотации, субсидии и субвенции. Дотации предоставляются с целью выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Субсидии обеспечивают долевое финансирование инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований. При этом отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются данные субсидии, осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Субвенции предоставляются местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Также доходы муниципального бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые. К налоговым доходам бюджетов (ст. 61 Бюджетного Кодекса РФ) относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц; отчисления от федеральных налогов и сборов (налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, государственные пошлины, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения); налоговые доходы от федеральных и региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации. При этом нормативы отчислений, а также виды региональных и федеральных налогов и сборов, подлежащих к зачислению в местные бюджеты, различаются и устанавливаются законодательством в зависимости от типа муниципального образования. Неналоговые доходы (ст.62 Бюджетного Кодекса РФ) местных бюджетов также различаются по видам и нормативам зачисления в муниципальные бюджеты в зависимости от типа муниципального образования и формируются за счет: доходов от использования и продажи муниципального имущества; доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями; части прибыли муниципальных унитарных предприятий; платы за использование природных ресурсов, находящихся в собственности муниципалитет; арендной платы за использование муниципального имущества, земель и др. Также Бюджетный Кодекс РФ устанавливает полномочия муниципальных органов власти по формированию доходов местных бюджетов в зависимости от типа муниципального образования. Так муниципальными правовыми актами могут вводиться местные налоги, устанавливаться налоговые ставки по ним и предоставляться налоговые льготы по местным налогам. Помимо бюджетных средств и средств от использования муниципального имущества в финансовых ресурсах муниципальных образований выделяются заемные средства, к которым относятся бюджетные ссуды и кредиты коммерческих банков. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz