Север и рынок. 2014, N 5.

интересы населения посредством использования муниципальной собственности, составляющей экономическую основу местного самоуправления. 4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 года (ред. от 07.12.2011 г.) № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяет взаимоотношения муниципальных образований с физическими и юридическими лицами, действующими на данной территории, и предусматривает различные способы приватизации муниципального имущества. Данный закон также определяет порядок и условия приватизации, а также перечень муниципального имущества, не подлежащего приватизации. Данные правила и ограничения приватизации муниципальных объектов обусловлены тем, что данный процесс носит публичный характер (необходим учет социальных последствий приватизации, вопросов социального развития приватизируемых предприятий и территорий, охраны окружающей среды и т.д.) и оказывает влияние на состояние муниципальной экономики. Помимо правовых нормативных актов и законов Российской Федерации основу правового регулирования отношений собственности на муниципальном уровне составляют Устав муниципального образования, Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, Концепции управления имуществом, Программы приватизации муниципального имущества и др. Одной из важнейших особенностей муниципальной собственности является тот факт, что большинство объектов имеют социальную направленность (спортивные, образовательные и др. объекты), а управление объектами муниципальной собственностью оказывает непосредственное влияние на жизнь населения соответствующей территории. С другой стороны муниципальная собственность выполняет функцию экономической основы местного самоуправления, а имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность. В отношении управления муниципальной собственностью выделяют три основных правовых режима: хозяйственное ведение, оперативное управление и режим муниципальной казны. На праве хозяйственного ведения создаются муниципальные унитарные предприятия, которые являются коммерческими. При этом Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает закрытый ограниченный перечень случаев создания унитарных предприятий. Так возможность создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий ограничена только сферой решения социальных задач в части обеспечения предоставления муниципальных услуг. На базе оперативного управления местными органами власти создаются муниципальные предприятия (коммерческие организации) и некоммерческие учреждения, которые обладают большей независимостью в вопросах использования муниципальной собственности по сравнению с унитарными предприятиями. По мнению Саранской О.Л. [1] деятельности по осуществлению местного самоуправления в большей мере отвечает создание именно муниципальных учреждений, а правовой режим оперативного управления дает собственнику больше возможностей влиять на использование муниципальной собственности, обеспечивает необходимый контроль, позволяет выбирать более эффективные способы управления муниципальной собственностью, в отличие от правового режима хозяйственного ведения. Средства местного бюджета, а также муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну. Данный правовой режим позволяет выбирать оптимальные способы использования муниципального имущества за счет получения доходов от распоряжения им (сдача в аренду, использование имущества в качестве материальной базы для оказания услуг населению) для повышения эффективности и снижения затратности осуществления полномочий органов местного самоуправления. В этом случае затраты на содержание и обслуживание недвижимого имущества перекладываются на арендаторов, 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz