Север и рынок. 2014, N 5.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Емельянова Е.Е., м.н.с. Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольский НЦ РАН, г. Апатиты Инвестиционная политика муниципалитета является частью экономической политики местных органов власти, а ее основу составляют материальная база, наличие ресурсов, инфраструктурная развитость, наличие в собственности муниципалитета недвижимого имущества. Формирование муниципальной собственности, порядок разграничения и перераспределения имущества, а также правоотношения и границы использования имущества, полномочия местных органов власти по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены на законодательном уровне. Юридическое содержание понятия «муниципальная собственность» определяют основные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые составляют основу правового регулирования отношений муниципальной собственности. К ним относятся: 1. Конституция Российской Федерации, регулирующая отношения муниципальной собственности. В частности, в пп.1, 3 ст. 130 Конституции РФ указано: «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью», а также «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью». 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, регулирующий право муниципальной собственности, определяет муниципальную собственность как «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям». В соответствии с ГК РФ «от имени муниципального образования право собственника осуществляют органы местного самоуправления» (п.2 ст.125 ГК РФ). Кроме этого, Кодекс закрепляет муниципальное имущество за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. 3. Право муниципальной собственности также закреплено в федеральном законе ФЗ-131 от 06.10.2003 г. (ред. от 07.05.2013 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст.51, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Также Федеральный закон ФЗ-№131 определяет перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, разграничивая его по типам муниципальных образований. Согласно закону, органы местного самоуправления могут иметь в собственности имущество, предназначенное только для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий муниципальных образований. Так к муниципальной собственности относятся финансовые ресурсы (средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды); имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения различных отраслей; другое движимое и недвижимое имущество. Согласно Федеральному закону №131-ФЗ, органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность по решению вопросов местного значения «исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». То есть органы местного самоуправления представляют 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz