Север и рынок. 2014, N 5.

К субъективным факторам относят деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию или муниципальный маркетинг. При этом важным условием привлечения инвесторов в экономику города является наличие стратегического плана развития муниципального образования с выделением основных направлений развития экономики города, а также предоставление необходимой информации потенциальным инвесторам. Участие муниципальных органов власти в инвестиционной деятельности может происходить в двух основных направлениях. Это, во-первых, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в случае, когда в качестве инвесторов выступают организации немуниципальной формы собственности. В этом случае роль органов местного самоуправления сводится к исследованию инвестиционного потенциала территории муниципального образования и представлению его результатов потенциальным инвесторам, или маркетинг территории; выделению земельных участков для строительства и предоставлению инвестиционных площадок; помощи в подготовке проектной документации; установлению льготных условий для инвесторов и др. Во-вторых, органы местного самоуправления могут сами напрямую участвовать в инвестиционной деятельности, что помимо мер по созданию благоприятных условий для инвестирования предполагает использование средств местных бюджетов для полного или частичного финансирования инвестиционных проектов, их разработку и утверждение; привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов; проведение конкурсов, экспертизы и отбора инвестиционных проектов. Для оценки инвестиционной привлекательности на уровне муниципалитета, также как и на федеральном и региональном уровнях, могут применяться различные подходы. Так А.В. Пикулькин [10, c.206] предлагает оценивать инвестиционный климат на основе системы статистических показателей социально-экономического развития муниципального образования: географическое положение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; структурное разнообразие экономики; развитие культуры и образования населения и другие показатели. При этом он отмечает, что инвестиционный климат муниципалитета складывается под влиянием таких факторов как экономический потенциал, развитие рыночной среды, политических, социальных и социально-культурных факторов, финансовых факторов. По мнению Целищевой Е.Ф. данный подход для определения инвестиционной привлекательности в наибольшей степени соответствует крупным и средним городам. Для малых городов необходим свой набор факторов, отражающих условия производства и жизнедеятельности [9]. Другие специалисты предлагают оценивать инвестиционную привлекательность территории на основе рискового подхода, т.е., с одной стороны, производится оценка показателей инвестиционного потенциала, а с другой - инвестиционных рисков. При этом, инвестиционный потенциал муниципального образования рассматривается как «совокупность объективных социально-экономических свойств муниципального образования, имеющих высокую значимость для потенциальных инвесторов и способствующих развитию инвестиционных процессов, протекающих на местном (муниципальном) уровне хозяйствования» [11, с.10]. Большое количество авторов, кроме оценки инвестиционного климата на муниципальном уровне, уделяет внимание вопросам его улучшения и повышения инвестиционной привлекательности. Так авторы Саак А.Э. и Колчина О.А.в качестве основных направлений повышения инвестиционной привлекательности городской территории предлагают следующие [12, c.58-59]: - разработка и реализация стратегии, направленной на формирование привлекательного для размещения инвестиций имиджа города; - создание профессиональных структур по инвестиционной деятельности с передачей им части функций муниципальных органов власти; - совершенствование инвестиционного законодательства (закрепление в местных законопроектах максимального количества льготных условий для инвесторов); - развитие бизнес-инфраструктуры, предполагающее инвестирование в строительство современных бизнес-центров и развитие сферы услуг; 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz