Север и рынок. 2014, N 5.

- угроза возникновения социально-экономической обстановки препятствующей физической, экономической и устойчивой доступности продовольствия значительной части населения; - риск возникновения социально-политической напряженности и массовых протестных действий населения. Для своевременного преодоления влияния негативных факторов и рисков, угрожающих продовольственной безопасности региона и, как следствие, комфортности проживания населения, на данной территории, необходима реализация эффективной региональной аграрной политики, учитывающей специфические особенности данного региона. В Мурманской области с 2013 года действует Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы [3]. При реализации государственной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий негативного воздействия рисков, среди них: - меры государственной поддержки агропромышленного производства; - проведение ценового мониторинга на основные виды производимой продукции для выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления курируемых отраслей; - меры по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО; - создание условий для скорейшего перевода отраслей агропромышленного комплекса на новую технологическую основу, повышения их конкурентоспособности; - мониторинг о ходе и результатах реализации государственной программы, на основе которого при необходимости будут вырабатываться предложения о корректировке государственной программы [3]. На наш взгляд, помимо вышеперечисленных мер государственной программы, необходимы специальные меры для более эффективного предупреждения кризисных ситуаций в продовольственной сфере. Одним из таких инструментов может служить комплексный мониторинг продовольственной безопасности Мурманской области. Комплексный мониторинг продовольственной безопасности - это система мер по непрерывному анализу устойчивости системы продовольственного обеспечения к возникающим угрозам [4]. При этом мониторинг должен осуществляться на основе индикаторов, соответствующих следующим основным критериям: измеримость, доступность информации, пригодность, объективность [5]. Постоянно действующий мониторинг позволяет отслеживать процесс производства и распределения продуктов питания, контролировать и прогнозировать эффективность функционирования региональной продовольственной системы в долгосрочной перспективе. При этом система мониторинга должна отвечать следующим требованиям (критериям): - иметь многоуровневую структуру, - обеспечивать комплексный охват всех аспектов развития системы продовольственного обеспечения. В конце 2013 года, в соответствии с планом мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации,23 было принято распоряжение «О мерах по формированию государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации»24, в котором были утверждены состав и структура базовых показателей мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации, разработанных Министерством сельского хозяйства России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Утвержденные показатели должны стать основой для формирования информационной системы, которая позволит обеспечить оценку текущего и прогнозируемого состояния продовольственной безопасности, своевременное выявление рисков и угроз, информационно-аналитическую поддержку принятия решений в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации [6]. 23 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020г., утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. 24Распоряжение от 18 ноября 2013 года №2138-р «О мерах по формированию государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации». 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz