Север и рынок. 2014, N 5.

Основным источником углеводородов, сбрасываемых при добыче нефти, является вода, поступающая из скважин вместе с нефтью и газом. На морских скважинах попутная вода, содержащая любые добавленные в нее химикаты, обычно сбрасывается в море. На некоторых месторождения эту воду закачивают назад для облегчения последующего извлечения нефти. Перед сбросом эту воду приходится очищать для приведения в соответствие с нормами на содержание углеводородов в воде. Самая большая угроза окружающей природной среде Арктики, связанная с нефтяным загрязнением, исходит от нерегулируемых выбросов (фонтанов), разливов и утечек в процессе добычи и транспортировки нефти. Кроме этого, рыболовные и другие суда могут вносить свою долю в многочисленные мелкие разливы. Прорывы трубопроводов и утечки из них, как это произошло в Усинске в 1994 г., а также аварии танкеров, таких, как «Эксон Вальдез» в 1989 г. - примеры массированного нефтяного загрязнения на обширных пространствах. Танкер «Эксон Вальдез» вылил в море 35 тыс. т. нефти, а разлив в Усинске, согласно оценкам, привел к сбросу 344 тыс. т. сырой нефти, затопившей реки и озера. Аварийный разлив в Усинске был добавкой к хроническим утечкам из трубопровода. Суммарный сброс из этого нефтепровода в природную среду, согласно оценкам, составил 103-126 тыс. т. сырой нефти. Экологические бедствия вызывают именно редкие и трудно предсказуемые крупные разливы нефти. Разлив из танкеров - наибольшая угроза от судоходства. Главную опасность от судоходства, связанную с нефтью, представляет перевозка нефтепродуктов танкерным флотом. Большинство инцидентов происходит у терминалов, где танкеры загружают или разгружают. Даже если сброс нефти значителен, то ущерб обычно наносится в районе, непосредственно примыкающем к порту. Аварии с танкерами дают небольшую долю поступления нефти в океаны, но привлекают внимание широкой общественности ввиду их потенциально сильного воздействия на окружающую природную среду, особенно если танкер велик или разлив происходит поблизости от берега. Два примера таких событий - это авария танкера «Эксон Вальдез» вблизи берега Аляски в 1989 г. и «Брауер» недалеко от Шетладских островов в 1993 г. Возрастающие масштабы разведки и освоения нефтяных запасов в Арктике приведут к увеличению объемов танкерной транспортировки. Потенциальными источниками нефтяных загрязнений являются также и другие виды судоходства, такие, как заход в места расположения изолированных населенных пунктов и промышленных объектов, транспортное обслуживание буровых работ, поддержка навигации ледоколами и плавание научно-исследовательских судов. В некоторых их окраинных морей имеются также большие рыболовные флоты. В некоторых районах до сих пор проблему создают нефтяные загрязнения от регулярного судоходства сброса загрязненного нефтью балласта и трюмной воды. Растет число туристических круизов по Арктике, причем большие суда несут значительные количества бункерной нефти. Естественные источники углеводородов вносят свою долю в общую нагрузку на природную среду. Например, некоторые явления просачивание нефти в Арктике были известны с древних времен, а североамериканские инуиты использовали в качестве топлива нефтеносные сланцы и нефтяной пек. Во многих случаях просачивание нефти приводило к обнаружению ее промышленных запасов. Многие места естественного выхода нефти находятся у текущих на север рек, таких как Макензи и Обь, которые в конечном итоге выносят ее в Северный Ледовитый океан. В глобальном масштабе за счет просачивания в окружающую природную среду поставляется от 0,02 до 2 млн. т. нефти в год. Из общего количества, поступающего в морскую природную среду из различных источников, по крайней мере, 15% дает естественное просачивание. Разведка нефти и газа по большей части оказывает местное или субрегиональное влияние на окружающую природную среду, но одно из загрязняющих веществ - метан - имеет глобальное значение. Метан действует как парниковый газ и таким образом усиливает глобальное потепление. Это основной компонент природного газа. Он выбрасывается в атмосферу при бурение на газ, при 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz