Север и рынок. 2014, N 5.

суровыми климатическими условиями. Область занимает важное геополитическое положение по отношению к индустриально развитым регионам, с которыми она связана наземными, воздушными и водными магистралями. Инвестиционная привлекательность Мурманской области является одним из основных факторов его развития в долгосрочной перспективе. На территории региона создаются предприятия среднего и малого бизнеса, которые предоставляют сопутствующие услуги. Создаются новые рабочие места. Однако возможности привлечения инвесторов в настоящее время существенно ограничены. На территории региона отсутствуют подготовленные площадки для реализации новых проектов, несформированность земельных участков, отсутствие необходимой инфраструктуры, существенные затраты к сетям энергоснабжения, недостаток информации - это все в совокупности и отдельно являются ключевыми факторами, сдерживающими развитие инвестиционной деятельности Мурманской области. Для повышения инвестиционной привлекательности региона необходима полная и достоверная информация относительно показателей инвестиционного климата не только всей Мурманской области, но и на уровне органов местного самоуправления. Для этой цели Правительством Мурманской области разработана и принята долгосрочная целевая программа «Формирование благоприятных условий для выполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения» на 2013-2015 годы [1]. Куратором данной долгосрочной целевой программы является Министерство экономического развития Мурманской области. Министерством экономического развития Мурманской области по итогам работы в 2012 году проведен мониторинг тридцати трех муниципальных образований Мурманской области по инвестиционной привлекательности и активности муниципальных образований. В мониторинг не включена инвестиционная деятельность, ЗАТО г. Островной в связи с неустойчивым социально­ экономическим положением. По мнению специалистов Министерства экономического развития Мурманской области, «собранные данные позволили провести анализ муниципальной инвестиционной среды и деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций, выделить сильные и слабые стороны муниципальных образований в сравнении друг с другом. По результатам анализа определены муниципальные образования с наиболее и наименее благоприятным инвестиционным климатом, рассмотрены структурные составляющие показателей инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Министерством выработаны рекомендации, позволяющие повысить эффективность деятельности муниципальных образований по созданию привлекательной инвестиционной среды» [5]. Мониторинг проводился отдельно в отношении муниципальных образований: муниципальные районы, городские округа, городские поселения, сельские поселения. Министерство экономического развития Мурманской области для проведения мониторинга разработал методику, позволяющую на основе тридцати пяти индикаторов определить сводный индекс инвестиционной привлекательности и активности муниципальных образований, который определяется (индекс) как среднее арифметическое индекса инвестиционной активности и индекса инвестиционной привлекательности. При этом, инвестиционная привлекательность территории определяется как динамики индексов трудовых, финансовых, потребительских ресурсов и индекса развития социальной сферы. Индекс инвестиционной активности учитывает деятельность органов местного самоуправления по созданию муниципальной инвестиционной среды и изменение значений объема и качества инвестиций в сравнении с предыдущим периодом. Так, среди десяти исследованных в 2012 году городских округов наиболее высокий сводный индекс привлекательности и активности присвоен муниципальному образованию г. 201

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz