Север и рынок. 2014, N 5.

Наряду с указанными и другими проектами, одно из ключевых направлений КИП города Мончегорск - модернизация (капитальный ремонт и реконструкция) инженерных сетей города: объектов электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, тепловых сетей, что в совокупности должно способствовать достижению стратегических целей развития города. В целом, несмотря на достаточно высокое качество разработки рассматриваемого документа стратегического планирования, что было отмечено также при его представлении в Министерстве регионального развития РФ, организация его реализации пока «пробуксовывает». Главные причины этого - отсутствие адекватной поддержки намеченных проектов со стороны как государственных (федеральных и областных), так и частных участников финансирования (прежде всего со стороны ОАО «Кольская ГМК»). Такая ситуация обусловила, очевидно, «прохладное» отношение руководства города к формированию первоначально намеченного организационного механизма реализации КИПа - не был образован Совет по реализации КИПа и другие органы организационной структуры управления, не был организован мониторинг реализации намеченных мероприятий и проектов. Представляется, что рассмотренный пример хода реализации Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Мончегорска является типичным не только для Арктической зоны, но и страны в целом. Так, из почти 350 моногородов страны, являющихся претендентами на получение мер государственной поддержки, только 50 получили финансовую поддержку из федерального бюджета, из них 3 расположены в Арктической зоне (Ревда, Ковдор, Мурманской области и Северодвинск, Архангельской области) [3, с. 49] . Таким образом, можно сделать вывод, что для успешной реализации стратегических планов развития моногородов российской Арктики необходимо выполнение следующих основных условий. Во-первых, эффективная финансовая (а не только методическая) поддержка реализации таких планов со стороны федеральных и региональных органов власти. Во-вторых, активное участие в реализации таких планов самих градообразующих предприятий. Это обусловлено тем, что с учетом существующего налогово-бюджетного законодательства и располагаемых полномочий муниципалитеты практически лишены возможности оказывать действенное влияния на инвестиционный процесс и реализацию проектов развития своих поселений. Очевидно, что обеспечение условий укрепления экономической базы, сбалансированности ресурсов и полномочий местного самоуправления является необходимым, но не достаточным условием успешной реализации стратегических планов арктических моногородов. Для их устойчивого социально-экономического развития требуется умение органов местного самоуправления сплотить городское сообщество, скоординировать и мобилизовать усилия основных групп интересов города на достижение совместно выработанных (и поэтому разделяемых) целей. Литература 1. Селин В.С. Экономический кризис и устойчивое развитие северных территорий // Север и рынок: формирование экономического порядка. - №1(25) - 2010. - С. 20-25. 2. Дидык В.В., Рябова Л.А. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в муниципалитетах российского Севера и Арктики // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. Серия: Регион: экономика и управление. - 2013. - №5. - С.54-63 3. Рябова Л.А., Дидык В.В., Корчак Е.А., Башмакова Е.П., Емельянова Е.Е. Арктические моногорода Российской Федерации: социальные проблемы, пути их решения и роль ресурсных корпораций // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz