Север и рынок. 2014, N 5.

труда. Это молодежь, инвалиды, лица, частично утратившие трудоспособность, женщины, выходящие из отпуска по уходу за ребенком. При этом достаточно высок удельный вес молодежи в возрасте 20-29 лет в общей численности безработных, представленных на 8,4% выпускниками вузов. За последние годы в Мурманской области созданы и активно функционируют большое число высших учебных заведений. Ежегодно выпускниками вузов становятся более тысячи человек. Однако не всем предоставляется возможность трудоустроиться по специальности. Наличие в составе безработных высокой доли молодежи объясняется, прежде всего, несоответствием профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям предприятий области, а также некоторая неудовлетворенность работодателей в действующей системе подготовки специалистов высшей школы и др. Результаты опроса работодателей позволяют выделить несколько основных причин их несогласия вступать в трудовые отношения с выпускниками учебных заведений [1]. В первую очередь называют отсутствие стажа и опыта работы (52,7% опрошенных), затем - отсутствие требуемой квалификации (26,2%), 8,4% респондентов заявляют о недостатке знаний у молодежи и их оторванность от реалий практики. В итоге выпускников вузов без опыта работы и специальных знаний согласны принять на постоянную работу лишь 20% российских компаний. Рост уровня безработных и не снижающаяся доля молодых специалистов в их составе, признается сегодня одной из наиболее значимых проблем в регионе. Вместе с тем молодежную безработицу можно признать проблемой национального уровня. По информации экспертов в 2013 году уровень безработицы среди молодежи в три раза превысил общий уровень безработицы. Такая ситуация требует скорейшего пересмотра подходов к подготовке и переподготовке молодых кадров в соответствии с современными требованиями работодателей. Система управления кадровым потенциалом должна совершенствоваться на всех этапах подготовки специалиста, начиная с начальной ступени - с этапа выбора школьником нужной профессии. Как показывает практика, сегодняшнее общее среднее образование ориентирует школьников главным образом на получение профессиональной подготовки в высших учебных заведениях без информированности их о состоянии рынка труда, наиболее востребованных на предприятиях города и региона профессиях. При выборе специальности они не знают: с чем будет сопряжена работа, условий труда и чему их научат. В итоге выпускники школ оказываются недостаточно подготовленными к требованиям рынка труда. На этапе получения высшего профессионального образования будущий выпускник проходит теоретическую подготовку и, как правило, не уделяется должного внимания наращиванию необходимых навыков практического использования полученных знаний. Соответственно, система вузовского образования становится не адаптированной к требованиям заказчиков рынка труда. Следствием отсутствия производственных контактов большинства учебных заведений с предприятиями становится причиной формирования нерациональной структуры специальностей выпускников вузов, которая не отвечает современному спросу предприятий на рабочую силу. Это также делает затруднительным прохождение студентами учебной, производственной и преддипломной практики и в итоге осложняет дальнейшее их трудоустройство. А, как известно, длительное отсутствие профессиональной и личностной перспективы сказывается не только на уровне жизни молодежи, оно самым непосредственным образом отражается на ее психологическом состоянии: росте ощущения неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, ослаблении чувства собственного достоинства /2/. Первые попытки изменить ситуацию были предприняты в 2001г. Министерством образования РФ. Им было распространено письмо с рекомендациями по созданию во всех вузах центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования. Предполагалось создание банков данных спроса и предложений на рынке труда с выходом в Интернет. В помощь вузам Минобразованием России 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz