Север и рынок. 2014, N 5.
138 пунктов). Данная ситуация может быть объяснена дальнейшим развитием системы страхования вкладов, а также активным распространением банковских услуг. Доля пользователей различными банковскими услугами в 2013г. достигла 77% населения. Уровень доверия страховым, инвестиционным компаниям и негосударственным пенсионным фондам (НПФ) находится на низком уровне. Максимальное недоверие у населения вызывают микрофинансовые организации (МФО) [2]. При необходимости укрепления доверия к финансовым посредникам возрастает ценность таких понятий как репутация и бренд. В рейтинге известности банков, составленном Национальным агентством финансовых исследований, состав банковских брендов за период 2007-2012 гг. изменился. Активный рост уровня известности продемонстрировали ВТБ24 и Россельхозбанк (по 5 п.п. соответственно). И если ВТБ24 традиционно сохраняет второе место, то Россельхозбанк поднялся в рейтинге с 8 места на 4-е. Наибольшее снижение показателя известности произошло у банка Русский Стандарт (7 п.п.), и в результате этого он опустился в списке на 5 позиций ниже (с 3 места на 8-е). Уровень известности остальных банков не изменился (таблица 1). Таблица 1 Рейтинг известности (спонтанного знания) банков, % респондентов* Название банка 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Сбербанк 82 82 84 89 87 89 ВТБ 24 16 20 23 26 30 35 Альфа Банк 10 11 12 15 15 16 Россельхозбанк 6 6 6 6 6 11 Банк Москвы 5 5 6 8 10 9 Уралсиб 6 6 7 7 9 9 РосБанк 6 8 9 11 9 7 Русский Стандарт 11 13 13 13 13 6 Газпромбанк 4 5 5 8 6 6 Хоум кредит 3 3 3 4 5 4 *Источник: Инициативный всероссийский опрос НАФИ в 2009-2012 гг. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% [3] Кредитными организациями, занимающими лидирующее положение почти на всех региональных рынках банковских услуг, остаются региональные подразделения Сбербанка России с долей на рынке вкладов от 35% до 85%. Прежде всего, это связано с тем, что основным предпочтением большинства населения остается надежность и сохранность своих денежных средств. Однако доля Сбербанка на рынке вкладов в течение последних лет снижалась, за исключением кризисного 2008 года. Во время обострения кризиса россияне предпочитали размещать вклады именно в государственном банке, опасаясь за их сохранность. Но уже в 2009 году многие финансовые организации резко повысили ставки по депозитам, из-за чего россияне вновь понесли деньги в частные банки. Таким образом, коммерческие банки активно конкурируют и все больше привлекают в сферу своего обслуживания часть вкладчиков. Подтверждением развития конкуренции на рынке банковских услуг в северных регионах России могут быть данные независимого Интернет - портала «Средства.ру - вклады в банках России». «Средства.ру - вклады в банках России» - это единственный в российском Интернете ресурс, специализирующийся исключительно на банковских вкладах и представляющий актуальную информацию о депозитах в России и ее регионах. Данные с сайта «Средства.ру - вклады в банках России» позволяют показать развитие банковского сектора в регионах, сформировать представление о наличии разнообразия вкладов, предлагаемых банками на территории конкретного региона, а также получить информацию о лучшем вкладе в рублях и валюте на данный момент в конкретном регионе. Следует отметить, что статистика сайта «Средства.ру - вклады в банках России» не противоречит официальной. Основным фактором, влияющим на «появление» банка в каталоге, является наличие обратной связи с представителями банка, позволяющей оперативно получать информацию о любых изменениях в линейке вкладов. Информация о банках северных регионов, зарегистрированных в каталоге средства.ру , представлена в таблице 2. 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz