Север и рынок. 2014, N 5.
Масштабная централизация налоговых полномочий и завышенные расходные обязательства субъектов провоцируют несбалансированное состояние бюджетной системы. Подобная несогласованность не сглаживается финансовой помощью, о чем свидетельствует показатель компенсации21, размерность которого за семнадцать лет (1995-2011гг.) уменьшилась в 3,2 раза (рис. 1). Далеко не всегда снижение федеральной финансовой поддержки субфедеральных бюджетов вызвано улучшением их состояния. Например, ни один из субъектов СЗФО за 10 лет (2001-2010 гг.) не показал устойчивого профицита регионального бюджета, но помощь им в эти годы снижалась. Стабильный перечень регионов-получателей федеральных трансфертов - еще одно свидетельство того, что система предоставления финансовой помощи не упорядочена и сглаживания дисбаланса бюджетной системы с помощью трансфертного механизма не происходит. Сложившийся порядок функционирования механизма оказания финансовой 22 помощи наполнил его следующим содержанием : • большаяроль отведена горизонтальному выравниванию; • сложно выстроенная система финансовой помощи; • преобладание нецелевой финансовой поддержки. < ^ < ^ < ^ < ^ < ^ 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 годы Рис. 1. Характеристика финансовой помощи по показателю компенсации Заключение Сложившийся к середине девяностых странный гибрид централизованной системы выделения средств и значительной политической децентрализации, когда стиль взаимоотношений между федеральными и региональными властями определялся в процессе неформального торга, в дальнейшем сменился центростремительными тенденциями, отсутствием субнациональной автономии как в финансовом, так и в политическом аспектах. Стремление построить в начале девяностых годов в нашей стране модель бюджетного федерализма, основанную на принципах конкуренции, не увенчалось успехом в силу чуждости объявляемых принципов характеристикам сложившейся в стране системе межбюджетных отношений. Дальнейшие нововведения и перемены привели к переходу бюджетной модели в рамки кооперативной концепции с уклоном к 21 Показатель компенсации рассчитан как доля средств, возвращаемых регионам в виде финансовой помощи, в налоговых доходах федерального бюджета (%). 22 Курсивом выделены ограничения, присущие кооперативной бюджетной модели. 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz