Север и рынок. 2014, N 5.

Таблица 1 Динамика расходных обязательств субъектов федерации (%)16____________ 1996 1997 1998 1999 52,5 55,8 50,2 52,0 2000 2001 2002 2003 52,7 55,0 49,3 50,0 2004 2005 2006 2007 50,8 43,1 43,7 44,5 2008 2009 2010 2011 45,2 39,3 39,6 38,4 Источник: Законы об исполнении федерального бюджета РФ [3,4]; Росстат: www.gks.ru [5]; расчеты автора. Социальная сфера ответственности - яркий пример рассогласованности расходных обязательств по уровням бюджетной системы. Основная часть социальных обязательств (образование, здравоохранение, социальная политика) возложена на субфедеральные бюджеты, в совокупных расходах которых они занимают половину, при этом нормативно­ правовое регулирование социальных вопросов и установление стандартов в этой сфере государственной ответственности является прерогативой центра федерации. Характеристика расходных обязательств дает представление о тяготении российской модели бюджетного федерализма к кооперативной с акцентом на 17 доминирование централизованного управления : • недостаточно четкий перечень расходных полномочий каждого уровня бюджетной системы; • широкое распространение принципа «совместного решения»; • передача федеральных обязательств нижестоящим уровням без подкрепления их финансовыми средствами; • базирование расходования средств на стандартах, установленных центром. Структурная незавершенность распределения расходных обязательств - нечеткость перечня расходных полномочий - выражается в преобладании государственной деятельности, находящейся в сфере совместного ведения различных уровней власти. При такой расплывчатой иерархии происходит размывание ответственности между уровнями государственного управления при оказании общественных услуг населению и, как следствие, распространение дестабилизирующих бюджетную систему неформальных практик. Налоговые полномочия. В целях анализа налоговых полномочий рассмотрим структуру консолидированного бюджета Российской Федерации и его динамику за ряд лет (табл. 2). Таблица 2 Динамика доходных полномочий* субъектов федерации (%)18 1996 1997 1998 1999 49,1 50,4 51,5 48,0 2000 2001 2002 2003 46,0 41,2 39,0 39,7 2004 2005 2006 2007 40,3 29,8 30,0 33,2 2008 2009 2010 2011 32,3 32,5 33,9 36,7 Примечание: * без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Источник: Законы об исполнении федерального бюджета РФ [3,4]; Росстат России: www.gks.ru [5]; расчеты 16 Расходные обязательства оцениваются как доля расходов консолидированных бюджетов субъектов федерации в консолидированном бюджете РФ (в %). 17 Курсивом выделены параметры, присущие кооперативной модели бюджетного федерализма. 18 Доходные полномочия оцениваются как доля налоговых и иных доходов консолидированных бюджетов субъектов федерации в консолидированном бюджете России (%). 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz