Север и рынок. 2014, N 5.

Концепция конкурентной модели впервые была представлена в работах канадского ученого А.Бретона [1], в которой отмечалось, что участникам федеративных отношений (центр и субфедеральные правительства) необходимо приспосабливаться к меняющимся условиям. Труд и капитал мобильны, и владельцы этих факторов производства могут выбрать наиболее выгодные для себя правила игры, используя процедуру выборов (федеральных, региональных и местных), менять место жительства или адрес юридической организации, сосредотачивать деятельность в регионах с наиболее благоприятными для себя условиями. Региональные и местные органы власти, в свою очередь, предоставляют фирмам и населению, находящимся на их территории, определенные общественные блага в обмен на собираемые налоги, которые выступают своего рода ценами, уплачиваемыми потребителями услуг. Задачей в этом случае является разработка системы правил конкуренции между органами власти. Конкурентной бюджетной модели присущи следующие основные особенности: - высокая степень децентрализации управления; - высокая степень финансовой независимости и самостоятельности региональных властей; - четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы; - слабое участие центрального правительства в политике выравнивания горизонтальных диспропорций, вообще слабое развитие системы бюджетного выравнивания, как правило, федеральные средства предоставляются в виде целевых перечислений на финансирование конкретных программ или нуждающимся категориям населения. В качестве примера страны с конкурентной бюджетной моделью неред приводятся США. Известный немецкий экономист Х.Зиберт [2] определил кооперативную модель бюджетного федерализма как переговорную, когда все стороны каждый раз собираются и договариваются, в том числе о разделении доходных источников и расходных обязательств. По мнению Зиберта, кооперативной модели присущ существенный недостаток: компромисс на переговорах между центром и субъектами федерации всегда достигается за счет ущемления интересов будущих поколений, т.к. они в этих переговорах участия не принимали. Кооперативная бюджетная модель обладает следующими основными особенностями: - значительное участие региональных властей в функциях перераспределения национального дохода и макроэкономической стабилизации, что ведет к более тесному бюджетному сотрудничеству региональных и центральных государственных структур; - долевое участие разных уровней власти в главных национальных налогах; - активная политика горизонтального бюджетного выравнивания, и, следовательно, повышенная ответственность центра за состояние субфедеральных государственных финансов (что ведет к усилению контроля со стороны центра и некоторому ограничению самостоятельности региональных властей); - утверждение принципа территориальной справедливости как приоритетного. Наибольшее развитие кооперативная модель получила в Германии. Конкурентная модель в большей степени способствует экономической эффективности, кооперативная же направлена на бюджетное выравнивание региональных диспропорций, т.е. на территориальную справедливость. Необходимость решать общенациональные задачи (национальная оборона, развитие общенациональной инфраструктуры, масштабные социальные проекты и т.д.), нивелировать при необходимости межрегиональную дифференциацию делает более адекватной кооперативную модель бюджетного федерализма, тогда как для обеспечения 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz