Север и рынок. 2014, N 5.

КОНКУРЕНЦИЯ ИЛИ КООПЕРАЦИЯ НА БЮДЖЕТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ Томилина Н.С., к.э.н., н.с. Институт экономических проблем им.Г.П.Лузина Кольского НЦ РАН, г.Апатиты Межбюджетные отношения составляют одно из наиболее значимых слагаемых бюджетного процесса, имеющих как экономическое, так и социально-политическое значение. Особенно это характерно для государств федеративного типа, где, как правило, действуют достаточно сложные модели разграничения доходных и расходных полномочий органов управления различного уровня. Не случайно именно состояние межбюджетных отношений в наибольшей мере характеризует уровень реализации принципов бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения были и по-прежнему остаются одним из наиболее активно реформируемых элементов бюджетной системы, но, к сожалению, по причине отсутствия соответствия принципам уже сложившейся модели бюджетного федерализма не все нововведения достигли своих целей и органично в нее встроились. Установление, к какому типу, конкурентному или кооперативному, тяготеет российская модель бюджетного федерализма, позволит новым реформам межбюджетных отношений, которые объективно не могут не происходить, быть адекватными и не противоречить принципам и характеристикам сформировавшейся в нашей стране модели бюджетного федерализма и дать положительные результаты. Параметры моделей бюджетного федерализма В экономической литературе существуют различные подходы к определению качественных признаков и основных принципов построения моделей бюджетного федерализма. Наиболее часто базовыми принципами называют следующие три. - разграничение бюджетной ответственности между центром и субъектами Федерации. - самостоятельность бюджетов различных уровней. - равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром. Перечисленные выше принципы, сложившиеся под воздействием предпочтений и интересов различных ступеней бюджетной системы, наполняют конкретным содержанием основные параметры, структурно формирующие модель бюджетного федерализма: - расходные обязательства - распределение ответственности между уровнями бюджетной системы по предоставлению государственных услуг населению; - налоговые полномочия - правила, наделяющие соответствующие уровни власти достаточными финансовыми ресурсами для реализации, возложенной на них ответственности; - финансовая помощь - система сглаживания вертикальных и горизонтальных дисбалансов, вызванных рассогласованностью расходных обязательств и налоговых полномочий, с помощью межбюджетных трансфертов с тем, чтобы обеспечить на территории всей страны равный доступ граждан к государственным услугам. В зависимости от порядка установления этих параметров и их взаимодействия выделяют две модели организации системы межбюджетных отношений - конкурентную и кооперативную. При конкурентной модели «правила игры» определяются каждым участником самостоятельно. Конкуренция между субъектами Федерации с помощью установления наиболее выгодных правил игры возникает за мобильные ресурсы. «Правила игры» в кооперативной модели формулируются всеми участниками (федеральным центром и субфедеральными властями) сообща. Конкурентная и кооперативная модели бюджетного федерализма 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz