Север и рынок. 2014, N 5.
Национальная экономика 14 16 15 15 12 12 13 18 Жилищно-коммунальное хозяйство 12 10 8 11 8 9 8 7 Социально-культурные мероприятия 59 59 61 55 60 57 65 65 в том числе: образование 28 27 27 24 26 27 28 29 культура, кинематография, СМИ 3 3 4 3 4 3 3 4 здравоохранение, физическая культура и спорт 18 17 17 13 14 11 18 20 социальная политика 11 12 13 15 16 16 15 13 Прочие статьи 1 0 0 4 6 7 0 1 Источник : рассчитано автором по данным "Статистический ежегодник Республики Коми 2012", с. 367 (данные за 2005-2011 гг.) и "Республика Коми в цифрах 2013", с. 154 (данные за 2012 г.). Таблица 3 Укрупненная структура расходов консолидированного бюджета РК в 2005-2012 гг., % Показатель Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Общегосударственные вопросы 14 15 16 14 15 14 14 9 Национальная экономика 26 25 23 27 20 21 21 25 Социально-культурные мероприятия 59 59 61 55 60 57 65 65 Источник: рассчитано автором по данным "Статистический ежегодник Республики Коми 2012", с. 367 (данные за 2005-2011 гг.) и "Республика Коми в цифрах 2013", с. 154 (данные за 2012 г.). Как уже было отмечено выше, группа статей «Общегосударственные вопросы» за 2005-2012 гг. по показателю удельного веса оставалась стабильной (за исключением 2012 г.), а группа «Национальная экономика», в силу присутствия здесь расходов на поддержку и развитие сферы жилищно-коммунальных услуг, демонстрировала рост удельного веса в 2008 и 2010-2012 гг. и спад в 2005-2007 и 2009 гг. Сравнительный анализ доходов и расходов консолидированного бюджета РК. На основе сравнительного подхода к анализу параметров консолидированного бюджета РК в данной части работы будет проведено сравнение удельных весов групп статей доходов и расходов за 2005-2012 гг. Обе группы статей каждой части бюджета схожи по признаку удельного веса, который занимает в них каждая статья. Так, можно констатировать, что налоговым доходам соответствуют расходы по статье «Социально-культурные мероприятия», безвозмездным поступлениям - «Национальная экономика», неналоговым доходам - «Общегосударственные вопросы». Как видно из рис. 3, подавляющая часть налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет РК в 2005-2012 гг., была направлена на финансирование социальных расходов. В силу того, что в течение указанного периода удельный вес налоговых доходов сокращался, а расходов на социальную сферу оставался прочти неизменным, величина «избыточных» финансовых ресурсов сократилась. Поэтому все меньшая часть «экономических» расходов финансировалась налоговыми доходами, и все большая - безвозмездными поступлениями, преимущественно из федерального бюджета. В 2012 г. и вовсе часть данных расходов была «обеспечена» неналоговыми доходами. В то же время последнее произошло частично вследствие сокращения доли финансирования «Общегосударственных вопросов», а также стабильного уровня неналоговых доходов. В целом, замещение налоговых доходов безвозмездными поступлениями и неналоговыми доходами за 2005-2012 гг. привело к тому, что расходы на экономику и функционирование государственного и муниципального аппарата стали в большей 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz