Север и рынок. 2014, N 5.
актива. Чаще всего плечо дается в размере1-3. Этим инструментом также пользуется часть корпораций (ОАО «Лукойл», ОАО «Норникель», ОАО «Роснефть», ОАО «Северсталь»). Интересным инструментом также являются фьючерсные контракты. Маржа на фьючерсном рынке отличается от маржи на рынке ценных бумаг как по концепции, так и по механизму. Поскольку фьючерсный контракт не предполагает немедленной поставки обозначенной ценности и заканчивается денежным зачетом, то не требуется и полной оплаты. Фьючерсная маржа представляет собой не частичный платеж за что-то купленное, а гарантийный депозит, назначение которого - защитить продавца от неисполнения контракта покупателем, если цены упали, и покупателя от продавца, если цены выросли. Поскольку маржа на фьючерсах в 15% означает, по сути, кредитное плечо в 5-6 крат, поэтому инвестиции с фьючерсами значительно более привлекательны, однако, этот инструмент еще менее доступен относительно двух других. Фьючерсные контракты применяют ОАО «Лукойл», ОАО «Норникель», ОАО «Роснефть», ОАО «Северсталь». Российские корпорации, работающие в условиях Севера и Арктики, находятся в разных условиях относительно применяемых инструментов фондового рынка, имея практически одинаковые показатели в области управления, они сильно отстают друг от друга в области прироста капитализации активов. Лидерами в их применении являются корпорации ОАО «Лукойл», ОАО «Норникель», ОАО «Роснефть», а отстающими в этом направлении корпорации ОАО «Алроса», ОАО «ФосАгро», ОАО «Еврохим». РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КРУПНЫХ СЫРЬЕВЫХ КОМПАНИЙ НА СЕВЕРЕ РОССИИ Степанова Е.Н., м.н.с. Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты Позитивной тенденцией последних лет как в мире, так и в России, можно считать увеличение количества компаний выпускающих нефинансовые (социальные) отчеты, которые являются эффективным средством повышения прозрачности их функционирования, включают планирование, мониторинг и оценку деятельности предприятий. "Нефинансовый (социальный) отчет — это добровольно раскрываемая информация, достоверно и доступно для ключевых заинтересованных сторон отражающая основные аспекты и результаты деятельности компаний, связанные с реализацией стратегии устойчивого развития бизнеса компании" [1]. Согласно данным Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП) по состоянию на 21 января 2014 г. в Национальный Регистр нефинансовых отчетов были внесены 132 компании, зарегистрировано 463 отчета, которые выпущены в период начиная с 2000 г. (для сравнения, по состоянию на 4 мая 2010 г. в Национальный Регистр нефинансовых отчетов были внесены отчеты 78 компаний, зарегистрировано 206 отчетов). В их числе: экологические отчеты (ЭО) - 41, социальные отчеты (СО) - 218, отчеты в области устойчивого развития (ОУР) - 142, отраслевые отчеты - 20 и интегрированные отчеты - 42. Интегрированный отчет - комбинированный годовой отчет и нефинансовый отчет, подготовленный с учетом международных рекомендаций по отчетности в области устойчивого развития (это новый вид отчетов, имеющий как сторонников, так и скептиков). Рассматривая отраслевую принадлежность российских компаний, использующих в своей практике нефинансовую отчетность, отметим, что лидерами являются крупные сырьевые компании. Это обусловлено, прежде всего, тем, что затраты на процесс подготовки и реализации по созданию нефинансового отчета, а также его дальнейшей верификации требуют значительных финансовых инвестиций [2,3,4]. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz