Север и рынок. 2014, N 5.

Единственным вариантом инновационной модели, обеспечивающей развитие национальной системы, является модель «инновации для внутреннего спроса», активно формирующая однородное высокотехнологичное пространство с высоким уровнем спроса производителей и домохозяйств. Инструменты формирования такого пространства должны, прежде всего, отвечать требованиям нацеливания предпринимателей на инновационные и одновременно массово используемые национальные технологии. Один из таких инструментов - отрицательный инвестиционный налог (ОИН) - выносится автором на обсуждение. Модель отрицательного инвестиционного налога исходит из необходимости формирования однородного высокотехнологического пространства с активным участием государства и одновременным запретом вывоза капитала. Она направлена на преодоление тенденции бизнеса к поиску рыночных преимуществ в низких издержках на заработную плату и экономии на инвестициях в производство. Требование антикоррупционности модели обеспечивается снижением включенности чиновников в процесс принятия решений. Достоинства модели в части обеспечения производителям минимального гарантированного дохода: • отсутствие исключенных из сферы действия модели по причине произвола чиновников; • отсутствие ловушки низкой нормы прибыли; • отсутствие ловушки неоправданного риска для государства в случае его включения в субсидирование проекта на стадиях подготовки к производству (с этими рисками работают венчурные институты). Достоинства модели в части ограничения уровня издержек: • автоматическое нацеливание предпринимателя на инновационные, а не стандартные технологии, задаваемое двойным коридором ограничений: уровнем мировых издержек и минимальной стоимостью труда; • контроль производителем уровней техники, технологий и цен на них; • поддержка производителя в течение времени, задаваемого конъюнктурой рынка и издержками, а не решением чиновника; • совмещение производства инновационных продуктов нескольких инновационных уровней у одного производителя, что позволяет ему выстраивать цепочки инновационной преемственности. Видимые основные ограничения модели: • свободное движение капитала; • отсутствие установленной законом минимальной часовой тарифной ставки на уровне нормального воспроизводства работника и его иждивенцев; • составление реестра перспективных продуктов, производимых по инновационным технологиям, будет подвержено сильнейшему лоббированию. По этой причине процедура его составления должна быть прозрачной, и реестр - открыто утверждаемым и доступным документом; • отсутствие системы государственного мониторинга цен на инновационные продукты мирового уровня; • отсутствие национальной промышленной политики, обосновывающей пространственное размещение проектов развития. ПОКАЗАТЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ В УПРАВЛЕНИИ КАПИТАЛИЗАЦИЙ КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА И АРКТИКИ Селин И.В., к.э.н., с.н.с. Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz