Север и рынок. 2014, N 5.

в т.ч. вышестоящие орг.* 8,6 13,8 0,9 4,5 23,7 15,4 21,5 Мурманская область Собственные средства 77 61,9 49,2 54 42,3 43,8 34,9 46,2 Прочие источники* 10,3 14,8 31,1 15 35,8 27,4 40,7 31,4 в т.ч. вышестоящие орг.* 5,7 24,2 8,0 27,1 18,6 28,1 8,7 *Рассчитано автором на основе [3] **К прочим источникам в рамках данного исследования отнесены внешние источники, исключающие кредиты и бюджетные средства Сформировавшаяся и сохраняющаяся на протяжении всего периода исследования структура финансирования основных фондов оказывает непосредственное влияние на инвестиционные процессы. В целом Европейский Север России в сравнении со среднероссийскими показателями отличается более высоким удельным весом объемов инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте. Однако в разрезе отдельных субъектов Федерации исследуемой зоны наблюдается различная степень интенсивности инвестиционных процессов. Наиболее активно инвестиционные ресурсы привлекаются Республикой Коми и до 2008 года Ненецким автономным округом (нефтегазовые регионы). В совокупности указанные регионы аккумулируют более 50% инвестиций в основной капитал от общего объема, привлекаемого Европейским Севером России. Самая низкая инвестиционная активность характерна для Республики Карелия и Мурманской области. Повышенный показатель капиталоемкости в зоне Европейского Севера обусловлен концентрацией инвестиционных ресурсов преимущественно в таких видах деятельности, как «добыча полезных ископаемых» и «транспорт и связь». Их доля в отраслевой структуре приближается и в отдельные периоды превышает 70%, в то время как в целом по России этот показатель колеблется в районе 40%. Сложившаяся тенденция распределения инвестиций обусловливает значительное снижение их объемов в обрабатывающий сектор, финансирование которого в отраслевой структуре зоны Европейского Севера к 2011 году снижается почти в три раза. Доминирование в инвестиционных потоках таких видов деятельности, как «добыча полезных ископаемых» и транспорт и связь», характерно практических для всех исследуемых регионов ЕСР. Таким образом, направленность инвестиционных потоков в регионах Европейского Севера России формируется под влиянием частных интересов управляющих компаний холдинговых структур, присутствие которых в зоне севера обусловлено наличием на данной территории богатых месторождений полезных ископаемых. Избирательный характер финансирования инвестиционной деятельности обусловливает не только сохранение, но и усиление сырьевой направленности в развитии регионов зоны Европейского Севера при существенном снижении обрабатывающего сектора (что замедляет создание условий для модернизации и диверсификации экономики) и сектора, включающего жилищное строительство (операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг). Это обстоятельство имеет следующие последствия для регионального развития: сохраняются структурные диспропорции (концентрация инвестиционных ресурсов в добывающих отраслях усиливает сырьевую компоненту в валовом региональном продукте в ущерб развития высокотехнологичных обрабатывающих отраслей и социального сектора), препятствующие развитию диверсифицированной экономики, ограничивающие возможности развития конкурентной среды; снижаются возможности достижения стабильности экономического роста. Решение существующей проблемы замыкается, в основном, на урегулировании отношений между государственными органами власти и бизнес-структурами. Привлечь крупный бизнес к решению проблем региона, на территории которого он функционирует, реально возможно лишь при принятии законодательных актов, учитывающих региональные интересы (по крайней мере, необходимо создание механизма, обязывающего крупные компании быть социально-ответственными перед населением региона, на территории которого они функционируют). Возможности региональных 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz