Север и рынок. 2014, N 5.

подавляющую часть этих инвестиций составляют вложения в добычу полезных ископаемых. Самый низкий удельный вес инвестиций имеют Камчатский край (12%), Республика Коми (18,2%) и Республика Саха (Якутия) (23,7%). Оптимальной структура инвестиций торгуемого сектора является в Республике Карелия, где вложения примерно в равной мере направляются в добычу полезных ископаемых (15,7%) и обрабатывающие производства (21,5%). В неторгуемом секторе северных регионов подавляющую часть составляют инвестиции в основной капитал транспорта и связи, доля которых в 2011г. составила 25,7%, что объясняется периферийностью регионов, а также прокладкой трубопроводных линий большой протяженности (табл.3). Затем с многократно меньшей долей следуют инвестиции в производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг и другие. В целом отраслевая структура инвестиций неторгуемого сектора Севера не эффективна, поскольку в ней весьма малый удельный вес занимают инвестиции в такие важные для северных регионов отрасли как строительство, оптовая и розничная торговля, гостиничная и ресторанная деятельность и др. Среди северных регионов наибольший удельный вес инвестиций, направленных в неторгуемый сектор, в 2011 г. имели Республика Коми (79,6%), Камчатский край (72.0%), Республика Саха (Якутия) (67.7%) и Магаданская область (59,5%). Большей частью это были инвестиции, направленные в транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг. Низким удельным весом неторгуемого сектора характеризуются Ненецкий АО (6,2%), Ханты-Мансийский АО(20,2%) и Сахалинская область (27,7%), что объясняется сравнительно малыми вложениями в инфраструктурные отрасли, а также высоким уровнем инвестиций в торгуемый сектор. В структуре инвестиций сектора государственных и социальных услуг Севера за 2005-2011 гг. произошли негативные изменения (табл.3). Существенно уменьшился удельный вес инвестиций в такие социально важные отрасли как образование, здравоохранение и предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. К регионам с большим удельным весом инвестиций в основной капитал данного сектора в 2011 г. относились Архангельская область (18.2%), Мурманская область (18,0%) и Камчатский край (16,0%), что большей частью вызвано масштабными инвестициями в государственное управление и др., предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, в здравоохранение и предоставление социальных услуг. Небольшой долей отличались Сахалинская область (1,3%), Ненецкий (1,8%), Республика Коми (2,2%), Ямало-Ненецкий АО (2,9%) и Ханты-Мансийский (3.3%), что объясняется большими масштабами инвестирования данного сектора частными кампаниями, т.е. внебюджетными средствами. В целом секторальную структуру инвестиций в основной капитал регионов Севера с точки зрения развития их экономик можно считать нормальной, поскольку в ней вполне оправдано преобладают инвестиции в торгуемый сектор, приносящий большие доходы. Вместе с тем определенное опасение вызывает большой масштаб инвестиций в добычу полезных ископаемых на фоне слишком малого объема их в обрабатывающие производства. Как негативный момент следует рассматривать также очень низкий удельный вес инвестиций в сектор государственных и социальных услуг, в частности, в образование, здравоохранение и предоставление коммунальных услуг. Видовая структура инвестиций. За последние годы произошли нежелательные изменения в видовой структуре инвестиций в основной капитал Севера. Так, за 2005-2010 гг. доля инвестиций в машины и оборудование сократилась с 36,4 до 31,7%, в здания (кроме жилых) и сооружения- с 53,5 до 47,5% [2, с.58-63]. Это сокращение в обоих случаях объясняется незаинтересованностью экспортоориентированных предприятий в модернизации производственного аппарата из-за легкости получения больших прибылей 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz