Север и рынок. 2014, N 5.

полезные ископаемые *Певзнер М.Е. Горное право: учебник для вузов. Согласно Бюджетного кодекса РФ в федеральный бюджет перечисляется 100 % таких видов налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) как: 1) НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный); 2) НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного); 3) НДПИ на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ. Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом. Представленная на рис. 2 структура доходов федерального бюджета по видам доходов за 9 месяцев 2011 - 2013 годов наглядно демонстрирует, что НДПИ является третьим по величине из доходов федерального бюджета после вывозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Так, за 9 месяцев 2011 г. его доля в доходах федерального бюджета была 17,7 %, за 9 месяцев 2012 г. - 19,3 %, а за 9 месяцев 2013 г. - 19,5 %. Можно сказать, что за 9 месяцев 2012 и 2013 гг. наметилась тенденция к увеличению НДПИ в структуре доходов федерального бюджета. 2011 г. 2012 г. 2013 г. □ ввозная таможенная пошлина П вывозные таможенные пошлины Ш налог на прибыль организаций Н НДПИ КЗНДС Рис.2. Структура доходов федерального бюджета по видам доходов за 9 месяцев 2011 - 2013 годов Налог на добычу полезных ископаемых распределяется между тремя уровнями бюджета: федеральным, региональным и местным. При этом следует иметь в виду, что данное распределение зависит от вида полезного ископаемого. Так, в соответствии с п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов РФ поступают налоговые доходы от: • НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5%; • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100%; • НДПИ (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60%; • НДПИ в виде природных алмазов - по нормативу 100%. Результаты анализа исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2011 - 2013 годов и определения места налога на добычу полезных ископаемых в бюджетах всех уровней позволили сделать следующие выводы: 1) за последние три года снижается доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, но темпы этого снижения незначительны; 2) налог на добычу полезных ископаемых является третьим по величине из федеральных налогов. Литература 1. Пояснительная записка к отчету за 9 месяцев 2013года. URL: / http://minfin.ru/ru/budget/federal budget/index.php 2. М.Е. Певзнер. Горное право. М.: изд-во Горная книга», 2012 г., с. 195 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz