Север и рынок. 2014, N 5.

Как видим, за 9 месяцев 2011 - 2013 гг. доходы федерального бюджета выросли с 8,213 трлн. руб. до 9,604 трлн. руб. или на 16,9 %. В это же самое время нефтегазовые доходы выросли с 3,990 трлн. руб. до 4,774 трлн. руб. или на 19,6 %. Доля нефтегазовых доходов в структуре всех доходов федерального бюджета за анализируемый период составила 48,6 %, 50,5 % и 49,7 % соответственно. Можно говорить о том, что практически половина доходов федерального бюджета приходится на нефтегазовые доходы. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов представлено на рис. 1. Ненефтегазовые доходы за 9 месяцев 2011 - 2013 гг. выросли с 4,223 трлн. руб. до 4,830 трлн. руб. или на 14,4 %. Очевидно, что нефтегазовые доходы росли более быстрыми темпами, чем ненефтегазовые доходы (19,6 %и 14,4 %соответственно). Теперь рассмотрим более подробно структуру нефтегазовых доходов федерального бюджета в анализируемом периоде. Структура нефтегазовых доходов представлена следующими показателями: налог на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) на нефть, НДПИ на газ горючий природный, НДПИ на газовый конденсат, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, вывозные таможенные пошлины на газ природный, вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти. месяцев месяцев месяцев 2011 г. 2012 г. 2013 г. □ ненефтегазовые доходы трлн. руб. □ нефтегазовые доходы ,трлн. руб Рис. 1. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2011 - 2013 гг. Анализ структуры нефтегазовых доходов показал, что наибольший вклад в нефтегазовые доходы вносят вывозные таможенные пошлины на сырую нефть. Их доля в структуре нефтяных доходов за 9 месяцев 2011 - 2013 годов составила 41,2 %, 38,7 % и 35,9 % соответственно. Как видим, наметилась тенденция к снижению этой доли. На втором месте после вывозных таможенных пошлин на сырую нефть в структуре нефтегазовых доходов находится НДПИ на нефть. Так, за анализируемый период доля НДПИ на нефть составила соответственно 33,4 %, 33,7 % и 34,0 %. На долю вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, приходится 15,9 %, 16,5 %и 18,0 % соответственно за 9 месяцев 2011 - 2013 гг. Таким образом, наблюдается тенденция незначительного увеличения доли НДПИ на нефть в структуре нефтегазовых доходов и тенденция увеличения доли вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Теперь рассмотрим структуру ненефтегазовых доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2011 - 2013 гг. Налог на добавленную стоимость является основным источником ненефтегазовых доходов бюджета. Так, за анализируемый период его доля составила 56,8 %, 56,9 % и 54,2 %, что является более половины всех ненефтегазовых доходов. Второе место среди ненефтегазовых доходов занимают прочие ненефтегазовые доходы. На их долю приходится 20,9 %, 19,0 % и 22,2 % соответственно. В состав прочих ненефтегазовых доходов входят: разовые платежи за пользование недрами, доходы от перечисления части прибыли Банка России и прочие доходы. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz