Север и рынок. 2014, N 5.

период 2012-2014 гг., некоторые - на период 2012-2015 гг. Эти временные рамки позволяют оценить большую часть результатов этих программ при условии наличия показателей для мониторинга. Не все программы имеют количественные индикаторы и/или качественную оценку результатов выполнения. Отчетность муниципального образования по выполнению целевых программ заключается в оценке полноты расходования выделенных средств, а не в оценке уровня достижения поставленной цели, что является нарушением принципов программно-целевого планирования. Для анализа эффективности в реестр МЦП были отобраны те программы, результаты реализации которых в наибольшей степени могут повлиять на достижение основных целей стратегического социально-экономического развития: повышение качества жизни, диверсификацию экономики и увеличение инвестиционной привлекательности, сохранение природного потенциала, улучшению качества муниципального управления Кандалакшского района. При отсутствии в этих программах индикаторов эффективности, даётся, при возможности, экспертная оценка результатов по открытым источникам11. Действующие целевые программы разбиты по группам в соответствии с целями стратегического плана социально-экономического развития района. Поскольку реализация некоторых программ, вошедших в реестр, зависит от реализации программ муниципального и регионального уровня, не включенных в него, это оговаривается в комментариях к программам. В реестр МЦП также включены некоторые нормативные документы, которые являются значимым фактором социально-экономического развития района. В первую группу вошли МЦП, направленные на создание условий для повышения качества жизни населения; Во вторую группу вошли МЦП, направленные на диверсификацию экономики, создание благоприятного инвестиционного климата; В третью группу вошли МЦП, направленные на использование и сохранение природных богатств; В четвертую группу вошли МЦП, направленные на улучшение качества муниципального управления. Деление МЦП по целям в некоторых случаях достаточно условно, поскольку одна программа может прямо или косвенно воздействовать на разные сферы жизни населения района: повышение качества муниципального управления ведет к улучшению, например, инвестиционного климата и к учету экологических факторов в жизни населения и т.д. В таблице 1 приведены основные МЦП, имеющие прямое или косвенное воздействие на достижение стратегических целей социально-экономического развития Кандалакшского района. Анализ МЦП показал, что они неравномерно распределены между целями стратегического развития территории. Наибольшая часть действующих программ направлена на улучшение качества жизни населения и совершенствование муниципального управления, что обусловлено преимущественно социальным характером делегированных на местный уровень полномочий. В тоже время решение имеющихся социальных проблем на местном уровне без создания условий для экономического развития является сложно решаемой задачей.12 11 Под открытыми источниками подразумеваются средства массовой информации, информационные базы ИС «Консультант+», «Гарант». 12 Аганбегян А.Г. О сбалансированности уровня экономического развития и социальной сферы в России // SPERO. №14 Весна- Лето 2011. С. 8-17. 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz