Север и рынок. 2014, N 5.

Кроме того, методика распределения средств ФФПР на 2000 г. была построена таким образом, что индекс бюджетных расходов учитывал фактор «северности» и «удаленности» региона, поэтому в состав трансферта отдельной строкой входила сумма на поддержку северного завоза и жизнеобеспечения районов Крайнего Севера. В 2000 г. впервые был применен комбинированный метод распределения трансфертов, позволивший провести учет одновременно принципов экономической эффективности и социальной справедливости. В целях реализации первого принципа 80% ФФПР распределялось между дотационными регионами пропорционально отклонению среднедушевых валовых налоговых ресурсов от среднероссийского уровня, т.н. принцип «пропорционального выравнивания». Для учета второго принципа - «гарантированного минимума» оставшаяся часть Фонда в 20% распределялась между высокодотационными регионами с целью доведения скорректированных региональных налоговых ресурсов до одного и того же уровня. Такое положение отвечало требованиям о балансе между текущей финансовой поддержкой и стимулированием фискальных усилий субъектов Федерации [7]. В этот период, несомненно, был достигнут ряд положительных результатов сфере межбюджетных отношений: - переход к новой методике исчисления налогового потенциала; - процесс распределения финансовой помощи стал более формализованным и объективным в связи с чем снизилась вероятность получения некоторыми регионами необоснованно высоких объемов трансфертов лишь на основе договоренностей; - постепенный переход к расчету исходных данных на основе социально-экономических показателей. Несмотря на формальное выполнение большинства задач, поставленных в период реформирования межбюджетных отношений, не удалось достигнуть необходимого контроля за эффективностью использования ресурсов на региональном уровне, а также добиться достаточного снижения межрегиональной дифференциации бюджетной обеспеченности, так как количество регионов-реципиентов не уменьшается. 4 вариант ФФПР. В 2001 г. основным нововведением стало использование при оценке налоговых доходов регионов индекса налогового потенциала, полностью заменившего отчетные показатели налоговых доходов. При расчете валовых налоговых ресурсов субъектов Федерации увеличилось количество секторов экономики, по которым производился расчет данного показателя, также были введены коэффициенты, характеризующие отраслевую структуру экономики. Незначительно изменилась и методика расчета индекса бюджетных расходов в связи с детализацией оценки некоторых видов расходов за счет введения дополнительных данных, характеризующих потребность в финансировании различных видов государственных услуг [6, 8]. В дальнейшем базовые принципы методики остались неизменными - размер трансферта определялся сопоставлением налогового потенциала региона с учетом различий в стоимости предоставляемых населению бюджетных услуг. Изменения коснулись лишь расчетной части индекса бюджетных расходов, которую стали оценивать на основе экономической структуры расходов регионов, в то время как в предыдущие годы эта величина определялась на основе функциональной структуры. С 2005 г. был исключен из методики расчета ИБР метод нормативных расходов по региону по отношению к среднему федеральному нормативному расходу на потребителя бюджетных услуг, что привело к исключению из расчетной части потребителей социально значимых бюджетных услуг. Выводы Одним из основных недостатков трансфертного метода бюджетного регулирования является то, что он, хотя и провозглашает главной целью выравнивание территорий, на 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz