Север и рынок. 2014, N 5.
ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ: ЦЕЛЬ НЕ ДОСТИГНУТА___________________________________________________ Дядик Н.В., к.э.н., н.с. Томилина Н.С., к.э.н., н.с. Институт экономических проблем им.Г.П.Лузина Кольского НЦ РАН, г.Апатиты Совпадение объема расходных обязательств и налоговых полномочий в бюджетной системе представляет собой некую теоретическую абстракцию. Идеальная схема бюджетной системы предполагает, что объем доходных полномочий субъектов Федерации полностью адекватен объему расходных полномочий, закрепленному за конкретным уровнем государственной власти. Однако идеал достижим лишь теоретически, а на практике между расходными обязательствами и доходными возможностями по реализации полномочий всегда существует разрыв. Независимо от масштабов страны и ее территории всегда происходит неравномерное распределение доходной базы по различным регионам или районам страны. Соответственно может существенно различаться доходный потенциал различных субъектов Федерации. Огромная российская территория, уникальные различия климатических условий, очевидная неравномерность размещения промышленных объектов и природных ресурсов, многонациональный характер государства неоспоримо ставят вопросы выравнивания в число наиболее значимых. Сложившиеся условия диктуют необходимость разработки теоретических основ создания нового подхода к распределению финансовой помощи с обеспечением равного доступа граждан к государственным услугам. Это и определяет актуальность обозначенной темы исследования. Основной механизм - ФФПР Создание в составе федерального бюджета в 1994 г. [1, ст.22] Федерального фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) явилось ключевым компонентом реформы межбюджетных отношений. Его образование предусматривало единый подход к определению размеров финансовой помощи регионам, базирующейся на расчете бюджетной обеспеченности субъекта Федерации - основном показателе, используемом при выравнивании. 1 вариант ФФПР. Механизм распределения ФФПР, использовавшийся при расчете трансфертов с 1994 по 1998 гг., основывался на двухэтапной процедуре выравнивания. На первом этапе выделялись регионы, среднедушевые бюджетные доходы которых были ниже среднего, и определялась сумма, необходимая для доведения уровня их доходов до среднего (субъекты, нуждающиеся в поддержке). В целях учета межрегиональной дифференциации расходных потребностей регионы разбивались на три группы, по каждой из которых рассчитывались отдельные средние показатели прогнозируемых доходов, - это «северные» регионы, регионы, на территории которых есть районы, отнесенные к Крайнему Северу или приравненные к ним, и прочие субъекты Федерации. На втором этапе выделялись регионы, для которых расчетная сумма доходов не покрывала прогнозируемую сумму текущих расходов на очередной финансовый год (субъекты, особо нуждающиеся в поддержке). Для таких субъектов определялась сумма недостающих средств для покрытия указанного разрыва. Впоследствии доли регионов в ФФПР рассчитывались пропорционально общей потребности региона в ресурсах на первом и втором этапах выравнивания. Общий объем средств ФФПР определялся ежегодно исходя из возможностей федерального бюджета. В 1994 г. в качестве источника формирования Фонда были установлены отчисления от налога на добавленную стоимость в размере 22% от федеральной доли этого налога [1], в 1995 г. доля отчислений была увеличена до 27% [2], 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz