Север и рынок. 2014, N 5.

Анализ моделей определения бюджетных потребностей для целей бюджетного выравнивания Таблица 1 № п/п Наименование модели Краткое содержание модели Оценка влияния на уровень качества муниципальных услуг Оценка прозрачности и логичности 1. Расчет потребностей на основе фактических бюджетных расходов Основана на учете фактически произведенных бюджетных расходов в базовом году или за определенный период времени Не мотивирует производителей услуг к повышению их качества, поскольку объемы выравнивания не определяются себестоимостью конкретных мун. услуг. Высокий уровень прозрачности. Логика неоднозначна, поскольку модель консервирует сложившуюся функциональную и экономическую структуру расходов бюджетов, не мотивирует получателей к сокращению неэффективных расходов. 2. Оценка потребностей на основе численности населения Объемы выравнивания прямо пропорциональны численности населения муниципалитетов Не мотивирует производителей услуг к повышению их качества, поскольку объемы выравнивания не определяются себестоимостью конкретных мун. услуг. Высокий уровень прозрачности. Логика неоднозначна, поскольку модель не учитывает межмуниципальных различий, как в составе получателей услуг, так и в себестоимости их производства. При высокой межмуниципальной дифференциации экономического потенциала ведет к наращению диспропорций в обеспеченности мун. услугами. 3. Финансовые нормативы, рассчитанные исходя из бюджетных ограничений Расчет проводится путем деления общей суммы планируемых расходов на оказание каждой конкретной услуги на численность потребителей услуг. Не мотивирует производителей услуг к повышению их качества, поскольку нормативы стоимости услуг формируются «от обратного» и не коррелируют с их реальной себестоимостью. Меньший по сравнению с предыдущими моделями уровень прозрачности, поскольку сопоставляются расчетные расходы. При наличии значительной территориальной дифференциации стоимости предоставления общественных благ, расчетные нормативы могут корректироваться на индексы, отражающие различия в географических условиях. 4. Финансовые нормативы, рассчитанные исходя из социальных стандартов и физических нормативов Бюджетные потребности определяются в отношении стандартного набора услуг, оказываемых каждой из категорий получателей на основании утвержденных нормативов себестоимости услуг и численности их получателей. Мотивирует производителей услуг к повышению их качества. Высокий уровень прозрачности и логичности модели обеспечивается наличием четкой взаимосвязи между объемами передаваемых трансфертов и объемами муниципальных услуг, оказываемых населению. Важными условиями правильной работы модели являются экономическая обоснованность нормативов и полнота их финансирования. 5. Репрезентативная система расходов Расчет проводится путем деления общей суммы планируемых расходов на оказание каждой конкретной услуги на численность потребителей услуг. В отличие от модели 3 первым шагом алгоритма является формирование закрытого перечня услуг, расходы на оказание которых принимаются к расчету. Как и в модели 3 могут применяться поправки на существенную межмуниципальную дифференциацию экономического потенциала. Не мотивирует производителей услуг к повышению их качества, поскольку нормативы стоимости услуг формируются «от обратного» и не коррелируют с их реальной себестоимостью. Модель обладает уровнем прозрачности, аналогичным уровню прозрачности модели 3. Вместе с тем, более обоснована, поскольку предполагает формализацию набора предоставляемых муниципальных услуг. 6. Индексы относительной бюджетной потребности (индексы бюджетных расходов) В результате применения модели определяются не бюджетные потребности отдельных муниципалитетов, а соотношения между ними, обусловленные рядом географических факторов, увеличивающих или уменьшающих общие потребности территории в финансировании той или иной бюджетной услуги Не мотивирует производителей услуг к повышению их качества, поскольку объемы выравнивания не определяются себестоимостью конкретных мун. услуг. Модель обладает высоким уровнем прозрачности и обоснованности, что подтверждается наибольшей широтой масштабов ее применения. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz