Север и рынок. 2014, N 5.

применяемых для этого регулирующих налогов и межбюджетных трансфертов с учетом конкретных экономических и политических условий. Принципы организации межбюджетных отношений являются универсальными с точки зрения субъектно-объектной стороны их применения и с одинаковым успехом используются в федеративных и унитарных государствах при организации финансовых взаимоотношений между федеральным центром и регионами, регионами и муниципалитетами, центральным правительством и муниципалитетами. Можно выделить два общих конструктивных узла, присутствующих в большинстве моделей межбюджетных отношений. Во-первых, часть доходов каждого из уровней бюджетной системы фиксируется распределительными налогами. Во-вторых, часть бюджетных фондов распределяется в целях бюджетного выравнивания в форме межбюджетных трансфертов. В большинстве случаев используются смешанные методики бюджетного выравнивания, основанные на учете, как фискального потенциала, так и бюджетных потребностей территорий, что позволяет наиболее эффективно решать задачу обеспечения равного территориального доступа потребителей к государственным и муниципальным услугам. К критериям эффективности межбюджетных отношений нельзя отнести ни степень централизации/децентрализации бюджетной системы, ни объемы и способы передачи финансовой помощи. В мировой практике существует множество моделей организации межбюджетных отношений, сильно различающихся между собой по этим параметрам. Очевидно, что главным мерилом эффективности каждой конкретной модели могут выступать только уровень качества предоставления бюджетных услуг населению, а также прозрачность и логичность перераспределительных механизмов. В связи с тем, что бюджетные потребности территорий служат важным (а в отдельных случаях - главным) критерием распределения межбюджетных трансфертов, в мировой практике сложилась совокупность методов их оценки для целей выравнивания. Выделяют шесть принципиальных моделей такого рода10. В таблице 1 представлен сравнительный анализ моделей выравнивания с точки зрения эффективности применения для целей распределения межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований. Параметрами сопоставления послужили принятые ранее в качестве критериев эффективности оценка влияния модели на уровень качества предоставления бюджетных услуг населению муниципалитетов, а также прозрачность и логичность перераспределительных механизмов. Результаты анализа позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, только модель определения бюджетных потребностей, основанная на финансовых нормативах, рассчитанных исходя из социальных стандартов и физических нормативов, отвечает одновременно критериям прозрачности и наличия мотивации к обеспечению должного качества муниципальных услуг. Этот тезис имеет исключительно экономическое обоснование. Модель 4 - единственная из представленных в таблице 1, в соответствии с которой определение объемов трансфертов в местные бюджеты, необходимых для оказания муниципальных услуг, производится «прямым счетом» на основании данных о численности потребителей услуг и рассчитанной по единой методологии для всех муниципалитетов региона (с учетом межмуниципальной дифференциации) себестоимости услуг. Ее применение способствует росту бюджетной обеспеченности муниципальных образований и одновременно стимулирует повышение уровня ответственности местных чиновников за качество оказываемых жителям муниципальных услуг. В то же время такого рода закрепление на субфедеральном уровне стандартов качества и финансирования отдельных муниципальных услуг создает существенные риски для региональных бюджетов, поскольку в этом случае имеет место фиксация для целей 10Кузнецова О.В., Вартапетов К.С. Международный опыт определения бюджетных потребностей для целей бюджетного выравнивания. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F%2Fgovxap.ra% 2FH0ME%2F25%2F%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B5 %25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%252011.doc&ei=kf4CU9eNL62Q4ATl8oGwCg&usg=AFQjCNEFNzmPNFNtQ NN_EARlA1zRLQAJ2Q&bvm=bv.61535280,d.bGE&cad=rjt 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz