Север и рынок. 2014, N 5.

О МОДЕРНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ* Дядик В.В., к.э.н., с.н.с. Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты Снегов В.В., зам. Председателя Президиум Кольского НЦ РАН, г. Апатиты Недостаточная бюджетная обеспеченность муниципальных образований является сегодня важнейшей проблемой для всех уровней государственной и местной власти в России. Нехватка средств ставит под угрозу стабильность жизнедеятельности и развития местных сообществ, а в масштабах страны дискредитирует саму идею местного самоуправления. Вопросы укрепления доходной базы местных бюджетов и совершенствования системы распределения расходных полномочий и зон ответственности занимают прочное место, как в повестке работы научного сообщества, так и в перечне наиболее актуальных тем, обсуждаемых экономистами-практиками. В условиях жестких бюджетных ограничений главная роль в решении задачи обеспечения муниципалитетов финансовыми ресурсами в объемах, необходимых для качественного решения вопросов местного значения, принадлежит институту бюджетного федерализма. Представляя собой систему бюджетного финансирования производства и распределения общественных благ в странах с иерархическим административно­ территориальным делением, бюджетный федерализм призван решать два блока проблем: - горизонтальной несбалансированности бюджетов, то есть осуществлять выравнивание диспропорций в бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц одного уровня организации в целях обеспечения равного (сопоставимого) уровня качества и объема оказания социальных услуг проживающим в их границах сообществам, реализуя принцип территориальной справедливости; - вертикальной несбалансированности бюджетов, возникающей в силу дисбаланса между закрепленными за органами власти определённого уровня расходными полномочиями и собственными доходными источниками. Главный вызов, которым обусловлены проблемы горизонтальной несбалансированности, порожден, с одной стороны, высокой гетерогенностью экономического потенциала административно-территориальных единиц одного уровня организации, с другой стороны - необходимостью унифицировать их доходные источники и расходные полномочия. Основная причина вертикальной несбалансированности - дивергенция целей администраций разных уровней управления, возникающая в результате разделения зон ответственности на фоне дефицита консолидированного бюджета, приводящая к доминированию мотивов решения «собственных вопросов» каждым из уровней управления и создающая предпосылки к возникновению феномена межуровневой конкуренции за деньги консолидированного бюджета. Экономический инструментарий бюджетного федерализма формирует система межбюджетных отношений, располагающая набором методов борьбы с описанными вызовами и порождаемыми ими проблемами. В первую очередь, это - инструменты перераспределения средств консолидированного бюджета между уровнями государственной системы - регулирующие налоги и межбюджетные трансферты. Таким образом, задачу формирования эффективной модели межбюджетных отношений как экономической основы бюджетного федерализма можно рассматривать как вопрос определения оптимальных объемов перераспределения и оптимального сочетания *При поддержке РГНФ. Проект N14-12-51007 "Стратегическое планирование и управление в муниципальных образованиях российского Севера: проблемы и перспективы". 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz