Север и рынок. 2014, N 5.

политики, финансовый лизинг, ускоренную амортизацию, субсидирование процентных ставок и лизинговых платежей. Предполагается создание специальных фондов энергосбережения для внедрения инновационных энергосберегающих технологий и оборудования, государственные гарантии на привлечение инвестиций в реализацию бизнес-проектов в области нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, новых энергоресурсосберегающих технологий, а также субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставляемым на цели местного теплоэнергообеспечения. В основе указанных экономических методов лежат заинтересованность и ответственность предприятий и организаций, но с учетом активной роли государства. В этом контексте важным направлением является исследование положительного зарубежного опыта в этой области. Особенно интересным является практика Канады. Ключевым документом, определяющим направления деятельности Канадского правительства в области развития Севера, является Северная стратегия Канады, основными принципами которой являются: - признание того, что все три северные территории имеют единые проблемы и возможности, находясь при этом на разных стадиях политического, социального и экономического развития; - признание возможности выполнения северными правительствами фискальных функций; - способствование мобилизации ресурсов для выполнения совместных проектов; - необходимость соответствовать приоритетам северян на основе пересмотра и учета изменяющихся обстоятельств; - усиление межправительственного взаимодействия на основе взаимного уважения и отражения современных реалий Севера. В рамках данной стратегии определены краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели и задачи. Для формирования прочной основы экономического развития создано Агентство по экономическому развитию Севера Канады, активно использующее механизмы извлечения прибыли эксплуатации природных ресурсов. Правительство США и власти Аляски реализуют на территории северного штата социально-ориентированную государственную политику, основанную на перераспределении прибылей, получаемых владельцами базовых сырьевых отраслей. Сформированы такие финансовые механизмы, как Конституционный бюджетный резервный фонд и Постоянный фонд Аляски, являющийся резервом доходов будущих поколений. В целом анализ зарубежной практики подтверждает, что территории Севера и Арктики не способны функционировать в режиме саморазвития. Только государственная селективная поддержка способна создавать условия развития значимых «точек роста», к каким и относится Арктическая зона России. Литература 1. Краснопольский Б.Х. Опыт штата Аляска в правовом регулировании природопользования (на примере нефтяных ресурсов). - URL: http://dpr.ru/joumal/joumal 23 20.htm 2. Эксперт: Арктические стратегии северных стран имеют много общего. Сравнительный анализ. - URL: http://pda.regnum.ru/news/1405473.html ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И БАНКОВСКИХ СТРУКТУР Дорошевич О.М., к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» Кольский филиал г. Апатиты Отличительной особенностью развития российской экономики в период с 1999 года до настоящего финансового кризиса являлся промышленный подъем. Вместе с тем 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz