Север и рынок. 2014, N 5.

- недопущение дискриминации экономически развитых и изначально финансово состоятельных территорий; - повышение перед населением со стороны субфедеральных органов власти ответственности за финансирование принимаемых ими решений; - усиление в налоговых отношениях инвестиционной и инновационной составляющей. Ориентация на сформулированные выше приоритетные направления позволила предложить механизмы бюджетно-налогового регулирования [1], реализация которых будет способствовать стабилизации ситуации в финансовой системе северных регионов и достижению положительных эффектов в их социально-экономическом развитии. Литература 1. Барашева Т.И. Приоритеты институциональных преобразований в налогово­ бюджетной сфере // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. Т. 5. № 36. С. 57-61. 2. Барашева Т.И. Реформирование муниципальных финансов: проблемы и перспективы // Вестник Кольского научного центра РАН. 2011. № 4. С. 52-58. 3. Кобылинская Г.В. Структурные особенности инвестиционных процессов в регионах европейского севера // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. № 32. С. 57-62. 4. Лавров А., Дж. Литвак, Д. Сазерлэнд. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001. №4. С. 32-51. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРА И АРКТИКИ Вербиненко Е.А., к.э.н., доц., зав. отделом Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты В соответствии с проектом государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», представленной Министерством регионального развития РФ в Правительство Российской Федерации, в состав Арктической зоны включены полностью Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа,), а также Республика Саха (Якутия) - 5 улусов, Красноярский край - 3 муниципальных образования и Архангельская область - 7 муниципальных образований. Арктический регион и северные территории характеризуются сложными климатическими условиями, удаленностью регионов от наиболее развитых южных территорий страны, малонаселенностью и недостаточным уровнем исследованности территорий для осуществления там экономической деятельности. Все это создает большие трудности для эффективного управления этими землями, а тем более для их хозяйственного освоения. При этом обустроенность самих этих территорий также неравномерна. Регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию. Наблюдаемый контраст позволяет их характеризовать как староосвоенные и регионы относительно недавнего промышленного освоения. Но, так или иначе, это территории, где поддержание и развитие инфраструктуры и в целом всей жизнедеятельности сопровождается высокими рисками и колоссальными финансовыми затратами. В связи с этим, одной из основных задач государственной политики в области освоения этих пространств является использование различных финансовых инструментов преференционного характера. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года к числу таких финансовых инструментов относит меры активной льготной тарифной, налоговой и таможенной 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz