Север и рынок. 2014, N 5.

сравнению с предыдущим годом общего уровня расходов. Наиболее худшая позиц отмечается в Чукотском АО, где сокращение ВРП произошло на фоне прирос расходов. Следствием проводимой бюджетно-налоговой политики становятся низкі показатели уровня жизни населения не только в северных слаборазвитых и отдельн слабоосвоенных регионах Сибири и Дальнего Востока, но и в северных экономичен развитых субъектах РФ. Так, в регионах, в которых показатель ВРП на ду населения был зафиксирован на уровне выше среднероссийского (Томская Мурманская области, Красноярский край и Республика Коми), соотношені начисленной заработной платы к прожиточному минимуму, характеризующ уровень жизни в регионе, не достигло среднероссийского показателя, а до численности населения с денежными доходами ниже прожиточного миниму значительно выше, чем в среднем по стране. Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что политика государства области бюджетно-налоговых отношений вызывает нестабильность финансов системы северных регионов и не способствует сокращению региональных различий уровне жизни населения. В этой связи возникает необходимость уточнен приоритетов институциональных преобразований в сфере бюджетно-налоговы отношений. Для выработки приоритетов необходимо обратить внимание на то, что основным препятствием в ходе совершенствования российской модели бюджетного федерализма стало следующее обстоятельство: не были реализованы в полной мере принципы концепции «федерализма, поддерживающего рынок», которыми на протяжении более десятка лет руководствовалось Правительство РФ [4]. Так, не были созданы институциональные условия, способствующие расширению налоговой автономии субнациональных властей и обеспечивающие создание стимулов для развития конкуренции между регионами за рост инвестиций; не были определены более действенные механизмы, позволяющие повысить ответственность, укрепить налоговый потенциал и гарантировать финансовую самостоятельность субъектов РФ. В этой связи корректировка приоритетов институциональных преобразований должна базироваться на полном исполнении принципов, выработанных мировым историческим опытом. Важным при уточнении приоритетов является их согласование с направлениями, которые были заявлены Президентом в бюджетном послании о бюджетной политике на 2014-2015 годы и вызваны современными условиями развития экономики. Вместе с тем, механизмы совершенствования системы бюджетно-налогового регулирования должны также учитывать северную специфику и быть направлены на решение проблем северных территорий. Таким образом, сопоставление приоритетов, обозначенных Президентом в бюджетном послании о бюджетной политике на 2014 - 2015 годы, и ряда нереализованных принципов, выработанных концепцией «федерализма, поддерживающего рынок», которые легли в основу реформы российской модели бюджетного федерализма начала 2000-х годов, а также наличие существующих проблем, выявленных в регионах Севера, позволило сформулировать основные направления дальнейших преобразований в сфере бюджетно-налоговых отношений, к которым, по нашему мнению, следует отнести: - самодостаточность финансирования территориального развития; - создание стимулов к развитию конкуренции между регионами за привлечение инвестиций и расширение круга налогоплательщиков с целью развития собственной налоговой базы; 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz