Север и рынок. 2014, N 5.

Вышеизложенное свидетельствует, что система межбюджетного регулирования приводит к дискриминации экономически развитых и изначально финансово состоятельных северных территорий. Сокращение налоговой составляющей в бюджетах северных субъектов РФ, отсутствие четкого разграничения расходных полномочий, снижение объективности в распределении федеральных трансфертов (отмечаются случаи распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в «ручном» режиме [2]), а также нежелание региональных властей в отдельных случаях принимать и исполнять сбалансированные бюджеты приводят к сохранению дисбаланса бюджетных доходов и расходов консолидированных бюджетов в 42% северных субъектах РФ. Дефицит бюджета становится причиной проведения регионами политики заимствований. Начиная с 2009 г. государственный долг вырос в среднем по всем северным субъектам РФ. Сопоставляя величину госдолга с уровнем собственных доходов, заметим, что данный показатель, характеризующий возможности регионов справиться со своими долговыми обязательствами за счет собственных средств, в целом по регионам Севера ниже, чем по Российской Федерации. Тяжелые долговые проблемы сохраняются в регионах с низким уровнем экономического развития: Республика Алтай, Республика Саха, Республика Бурятия, Камчатский край и Магаданская область. Наиболее благоприятное положение отмечается в группе регионов со значительным экономическим потенциалом. Динамика показателя в данной группе имеет тенденцию к понижению, за исключением Республики Карелия, Красноярского края, Томской и Сахалинской областей. Следует заметить, что на уровне муниципальных образований также отмечен рост долговой нагрузки, который в отдельных случаях наблюдается в условиях, когда достигнут профицит местных бюджетов, а на счетах муниципалитетов числятся накопленные целевые денежные средства. Недостаток финансовых ресурсов ограничивает возможности органов власти расходованию бюджетных средств. Так, необходимые сегодня капитальные вложені в условиях, когда степень износа основных фондов в большинстве северных регион практически достигла принятого в мировой практике критического порог осуществляются в минимальных размерах - объем инвестиций составляет 29% суммы финансирования в целом по России. Большую часть инвестиций экономически развитых регионах составляют собственные средства. Одна маловероятно, что в перспективе этот поток будет увеличиваться, поскольку территории северных регионов функционируют структурные региональные единиц холдинговых компаний, собственники которых целенаправленно выводят из регион заработанную предприятиями прибыль, не оставляя средств для их развития [ Практика показывает, что инвестирование подразделений компаний, как правил осуществляется по остаточному принципу. Значительно ниже, чем в среднем по стране на финансирован инвестиционной деятельности направляются бюджетные средства, исключение являются слаборазвитые территории и отдельные ресурсные слабоосвоенные регион Сибири и Дальнего Востока. Средства региональных бюджетов в 18 севернь субъектах не превышают общероссийский уровень (8,2%). Возможно, по эт причине и оценка эффективности бюджетных расходов выглядит скромно. Более ч в половине северных субъектов мультипликатор бюджетных расходов, котор сопоставляет прирост бюджетных расходов к приросту ВРП, не достига среднероссийского уровня. Однако в таких регионах, как: Красноярски: Хабаровский край и Амурская область, достигается прирост ВРП при сокращении 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz