Север и рынок. 2014, N 5.
энергетических услуг созданы в городах и газифицированных районах. Наименее эффективно осуществляется автономное энергообеспечение удаленных сельских населенных пунктов с дорогостоящими поставками топлива. Необходима разработка перспективных схем развития комплексного энергоснабжения таких зон для выбора оптимального варианта из возможных альтернатив на основе передовых технологий (централизация, малые ТЭЦ, использование возобновляемых и местных энергоресурсов). Наиболее дорогостоящим является теплоснабжение с использованием мазутного топлива, поэтому приоритетными должны стать проекты перевода таких установок на другие виды топлива, или замещения их действующими или новыми эффективными энергоисточниками. Для качественного, системного улучшения условий энергоснабжения необходимо решение каждой из названных выше задач развития. Для стимулирования процессов модернизации систем энергоснабжения на всех уровнях территориального управления требуется активизировать деятельность по энергоэкономическому прогнозированию и планированию. Основой принятия решений должно стать комплексное энергоэкономическое планирование с учетом территориальных и функциональных взаимосвязей системы энергоснабжения, а не формальный свод проектов и предложений энергетических компаний (который демонстрируют действующие программные документы). Программное управление развитием энергетики, учитывая ее инфраструктурную значимость, должно осуществляться с опорой, в первую очередь, на общественные (государственные и муниципальные) инвестиции [8]. В республике имеется сравнительно крупный источник внебюджетных средств , формируемый за счет процентной надбавки в тарифах на энергию (фонд энергосбережения), который следует с максимальной эффективностью использовать для финансовой поддержки проектов модернизации систем энергоснабжения, в первую очередь, коммунального теплоснабжения. Необходимо признать, что, в условиях северных малоосвоенных территорий, создание и эксплуатация энергетических объектов объективно сопровождается повышенными издержками, при этом коммерческая эффективность энергоснабжающей деятельности ограничивается тарифным регулированием и изолированностью рынков сбыта. Такие условия не могут быть привлекательны для частного бизнеса. Поэтому необходимо активное стимулирование частных инвестиций в развитие энергетической инфраструктуры районов Севера такими мерами как предоставление субсидий, заключение долгосрочных договоров, установление специальных ценовых условий, налоговых льгот и прочие. Поскольку на региональном уровне осуществляется среднесрочное планирование, ключевое значение имеет предпроектное обоснование планируемых к реализации проектов, подтверждающее их необходимость и эффективность, а также решение вопросов инвестиционного обеспечения и программного управления. Но, как правило, в утвержденных региональных и муниципальных документах (региональная схема и программа развития электроэнергетики, программы энергосбережения, схемы теплоснабжения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры) отсутствует аргументация обоснованности планируемых проектов и меры поддержки их реализации. Именно отсутствие должной проработки проектных инициатив является одной из главных причин их многолетнего «замораживания» при неизменном декларировании в череде программных документов. Только достоверная оценка значимости проектов развития, эффектов их реализации и необходимых средств позволит установить приоритеты и определить механизм их реализации. Выбор мер управления и поддержки модернизации энергетического хозяйства должен обосновываться, в первую очередь, с позиций общественных интересов - повышения эффективности и надежности обеспечения энергетических потребностей развития экономики республики, создания комфортных условий проживания населения в условиях Севера. Условия же коммерческой заинтересованности в реализации перспективных энергопроектов должны достигаться посредством эффективного государственного регулирования, с учетом баланса интересов производителей и потребителей энергии. Литература 1. Успенская И.Г. К новому качеству. Что такое модернизация электро- и теплоэнергетики для Республики Коми? // Регион.- 2010.- №5. - C.25-29. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz