Север и рынок. 2014, N 5.

достигал 4,86 тыс.руб./Гкал8. В более чем половине сельских н.п., в каждом из которых проживает менее 200-300 чел., используется только печное отопление. Анализ энергетического хозяйства субарктического региона (САР) Республики Коми позволил выделить следующие четыре основные проблемы развития и приоритеты модернизации. 1. Преобладающим свойством энергетического хозяйства является высокий износ оборудования и сетей. Большая часть оборудования имеет предельные сроки эксплуатации и является технологически устаревшим. Как следствие - низкая энергоэффективность производства и высокие сетевые потери, особенно в тепловом хозяйстве. Поэтому наиважнейшей задачей является форсированная модернизация не менее чем трети производственного потенциала генерирующих и сетевых мощностей. Но до настоящего времени, темпы обновления энергетической инфраструктуры остаются крайне незначительными, в основном из-за дефицита инвестиционных ресурсов - главной и многолетней проблемы развития всей российской электро- и теплоэнергетики. Очевидно, требуются дополнительные меры государственного нормативного и экономического стимулирования процессов модернизации энергоснабжения, оказания финансовой поддержки их осуществления, причем не только проектов общереспубликанского, но и локального значения. 2. Невысокая эффективность системной электроэнергетики связана с использованием устаревшего оборудования, с отсутсвием значимых объемов внедрения передовых технологий, сетевыми ограничениями. Основные направления модернизации электроэнергетики Республики Коми представлены в [1], к числу приоритетных задач следует отнести : - повышение мощностей электросетевого комплекса, - максимальное развитие когенерации, - создание новых энергетических мощностей на базе местных видов топлива. Проблема недоиспользования установленной мощности Печорской ГРЭС из-за сетевых органичений уже решается путем строительства, осуществляемого ОАО «ФСК ЕЭС», второй ЛЭП 220 кВ Печорская ГРЭС-Микунь с планируемым завершением в 2015 г. Но в отношении модернизации основных электростанций, согласно программным документах развития электроэнергетики [2-5] и инвестиционным планам энергокомпаний, в период до 2020 г. новых вводов генерирующего оборудования не запланировано, возможен лишь демонтаж части устаревшего оборудования на Воркутинских и Интинской ТЭЦ. И даже до 2030 г., по данным сценарных условий развития российской электроэнергетики [6], обновление мощностей системных генераторов на территории РК может составить не более 20%. Таким образом, активной технологической модернизации основных объектов электрогенерации Республики Коми, и следовательно, качественного роста эффективности энергопроизводства до сих пор не предусматривается. Это обстоятельство не позволяет позитивно оценить планирование модернизации электроэнергетики республики. 3. Жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется низкой энергетической эффективностью - нерациональными потерями централизованного теплоснабжения. В городах наблюдается избыточное душевое теплопотребление, а в сельских районах низкий охват потребителей услугами централизованного теплоснабжения и их высокая себестоимость. Высокие потери теплой энергии обусловлены, с одной стороны, износом энергетической инфраструктуры, неоптимальной загрузкой котельного оборудования [7], с другой - низкими теплозащитными свойствами жилфонда, отсутствием приборного регулирования и контроля. Проблема рационализации энергопотребления жилищно-коммунального хозяйства не менее актуальна, и даже сопоставима по значимости с задачей модернизации сферы энергопроизводства. Решению задач модернизации систем теплоснабжения и теплопотребления должна способствовать реализация республиканской и муниципальных программ энергосбережения, обязательность исполнения которых установлена федеральным законодательством. 4. Условия эффективности энергоснабжения по территории арктического субрегиона значительно дифференцированы. Наилучшие условия по обеспеченности и себестоимости 8 Для снижения ценовой нагрузки на потребителей, снабжаемых наиболее дорогой тепловой энергией, в Республике Коми законодательно устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию. В декабре 2012 г. он составлял 2 174,21 рубля за 1 Гкал без учета НДС, и применялся в качестве льготного тарифа для потребителей. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz