Север и рынок. 2014, N 5.
Федерации «Экономическое и социальное развитие арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы». К сожалению, альтернативные инвестиционные инновационные проекты - приобретение экранопланов, амфибий, обеспечивающих доставку грузов в отдаленные районы в условиях бездорожья, создание для них в арктической зоне баз обслуживания - не удалось включить в мегапроект вследствие широкой зоны неопределенности в оценках инвестиционного спроса. Представляются недооцененными проекты развития региональной и полярной гражданской авиации с точки зрения повышения качества и безопасности жизни населения. Первоочередными транспортными проектами до 2016 г. являются реконструкция опорных аэропортов: Усть-Куйга, Нижнеянск, Черский, Белой горе, Мома, Чокурдах, Батагай и обновление в них парка воздушных судов. Они считаются относительно некапиталоемкими, требуют 15 млрд. руб. или 6,3% совокупного инвестиционного спроса. По нашему мнению, полярную авиацию и инфраструктуру аэропортов необходимо рассматривать как альтернативу автомобильных дорог в труднодоступные районы. Финансирование строительства и обслуживания аэродромов должно стать задачами федерального и республиканского уровней, а не маломощных муниципалитетов. Энергетические проекты арктической зоны - важнейший элемент безопасности проживания в Арктике. Инвестиционная составляющая первоочередных проектов не превышает 10% общих затрат на реализацию мегапроекта. Совокупность предлагаемых энергетических проектов включает в себя как модернизацию традиционных, так и освоение инновационных энергетических источников. Доминирующим источником электроснабжения для изолированных потребителей по-прежнему останутся дизельные электростанции. Наиболее капиталоемкие проекты инновационных плавучих атомных теплоэлектростанций планируется реализовать после 2020 г. для энергоснабжения предприятий по освоению месторождений Кючус, прибрежных поселений арктических улусов и автономного энергоснабжения объектов Минобороны России. Предстоит масштабная программа реконструкции и инновационного развития всей социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства поселений арктических улусов, которая, по нашим оценкам, потребует 19% совокупных инвестиций мегапроекта или 45,6 млрд. руб. до 2020 г. Необходимо построить, как минимум, 300 тыс. кв. м жилья, оснащенного современной коммунальной инфраструктурой для возмещения выбытия аварийного и ветхого жилого фонда, а также обеспечить строительство нового социального жилья, что потребует 40 млрд. руб. преимущественно государственных инвестиций. В здравоохранении и образовании совокупные инвестиции составят 5,6 млрд. руб., из них 3,4 млрд. руб. - в инновационные проекты организации медицинских центров в арктических улусах с оборудованными консультационными пунктами телемедицины. Планируется, создания консультационных центров дистанционного образования в городах и столице Республики с оснащением малокомплектных сельских школ системами связи с консультационными центрами, что позволит обеспечить там достижение государственных стандартов общего образования. Важнейшей задачей повышения качества жизни и экономической безопасности является развитие современных видов связи и телекоммуникаций, обеспечивающих выход на магистральные сети Российской Федерации. Предложенные инновационные проекты обеспечения коренных жителей арктических улусов спутниковыми станциями типа I- Direct для организации непосредственного спутникового телерадиовещания потребуют 655 млн. руб. На расширение сети спутниковых станций для организации широкополосного доступа к сети Интернет в каждом населенном пункте потребуется 37,5 млн. руб. Проекты природоохранной деятельности, развития конкурентоспособности предприятий традиционных видов природопользования коренных малочисленных 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz