Север и рынок. 2014, N 5.
геологоразведочных работ на шельфе Восточно-Сибирского моря, разработку оловорудных и сурьмяных месторождений в Верхоянском улусе, золоторудных месторождений Яно-Колымской золотоносной провинции, а также обновление инфраструктурных отраслей за счет реализации опорных инвестиционных проектов энергетики и транспортной инфраструктуры, социальной сферы и жилищно коммунального хозяйства, инновационных средств связи, здравоохранения и образования. Участниками мегапроекта являются горнопромышленные, транспортные, энергетические компании, а также компании, работающие в жилищно-коммунальном секторе и социальной сфере, сфере телекоммуникаций, федеральные, республиканские и муниципальные органы власти. Компании, обладая собственными финансовыми ресурсами и возможностями привлечения внешних инвестиционных ресурсов, определяют контуры мегапроектов, формируя инвестиционные намерения. Роль государства состоит в системной организации взаимодействия компаний, обеспечивающей сбалансированность развития, а также в снижении геополитических, инновационных и освоенческих рисков хозяйствования в зоне Севера. Предусматривается, что источниками инвестиций будут собственные средства компаний, федеральный и региональный бюджеты, внебюджетные фонды. Ожидаемая потребность мегапроекта развития арктической зоны Восточной Якутии в инвестиционных ресурсах - 237,8 млрд. руб. в 2012-2025 гг., причем только 13% инвестиционного спроса формируют приоритетные для преодоления депрессии проекты минерально-сырьевого комплекса: добычи и комплексной переработки сырья оловорудных месторождений Илинтас, Алыс-Хая, Бургачан; месторождений серебра и полиметаллических руд «Прогноз»; сурьмяного Сентачанского месторождения в Верхоянском улусе; золоторудного месторождения «Кючус» ОАО "Полюс золото" в Усть- Янском районе. Таким образом, мегапроект представляет собой крупную многоотраслевую инвестиционную программу с преимущественным развитием инфраструктурных отраслей, необходимых для перехода на новый технологический уклад инфраструктурного обустройства и повышения качества и надежности систем жизнеобеспечения в арктических улусах. Инфраструктурная программа мегапроекта потребует для своей реализации 207 млрд. руб. или 87% совокупного спроса. Ниже представлена оценка свода взаимосвязанных во времени проектов с позиций достижения конечных целей мегапроекта, напряженности инвестиционной программы, рациональности отраслевой структуры инвестиционного спроса, нагрузки на государственные и корпоративные инвестиции. Анализ отраслевой структуры инвестиционной программы выявил, что наиболее капиталоемкая часть мегапроекта - блок проектов транспортной инфраструктуры, где необходимо сосредоточить около 60% совокупных капитальных вложений. Для возрождения транспортной деятельности в Восточном секторе Арктики, завоза грузов в районы с ограниченными сроками навигации необходимо реализовать проекты развития водного транспорта и восстановления фарватеров морских и речных участков побережья СМП на р. Лене, Яна, Индигирка, Колыма в целях обеспечения прохода судов «река море»; ремонта гидротехнических сооружений в морском порте Зеленый мыс; обновления флота и оснащения Ленского речного пароходства судами класса «река-море» Колымской судоходной компании. На эти цели потребуется 10,4 млрд. руб. или 4,4%. Подавляющую часть инвестиционного спроса формируют проекты магистральных автомобильных дорог с твердым покрытием круглогодичного действия - 106 млрд. руб. Признавая высокую социальную значимость этих проектов с точки зрения экономической безопасности жизнедеятельности населения, представляется недостаточно проработанным обоснование их экономической эффективности в схемах комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. подпрограммы Республики Саха (Якутия) государственной Программы Российской 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz