Север и рынок. 2014, N 5.

зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы, региональных стратегий и среднесрочных Программ социально-экономического развития муниципальных образований Восточного сектора Арктики. 2. Свод стратегических инвестиционных намерений компаний, республиканских и федеральных органов власти. Важно, что такой свод взаимосвязанных во времени проектов с ожидаемыми сроками исполнения позволяет увидеть временные нестыковки и противоречия, оценить инвестиционный спрос и вероятные ограничения. 3. Анализ межотраслевой сбалансированности во времени и пространстве проектов развития социальной сферы с инвестиционными проектами ресурсных компаний, а также с проектами развития региональной производственной инфраструктуры. 4. Разработка механизмов координации деятельности компаний, республиканских и федеральных органов власти в достижении стратегических целей мегапроекта: устойчивого социально-экономического развития арктического сектора с приемлемыми показателями экономической эффективности корпоративных проектов. 5. Формирование допустимого множества вариантов господдержки - стратегических инициатив для федеральных и региональных уровней власти по изменению налоговых режимов, государственных преференций для социального и корпоративного сектора. 6. Согласование стратегических инициатив по реализации мегапроектов с инфраструктурными и региональными разделами Государственной программы социально­ экономического развития Арктической зоны. Определение основных направлений и форм партнерства между федеральной и региональной властью нацелено на согласование интересов и координацию практических действий, реализацию совместных инициатив в области научно-экспедиционной, хозяйственной, социальной и экологической деятельности. В результате многошаговых процедур согласования управленческих решений государства, инвестиционных намерений и деятельности всех участников формируется эффективная стратегия мегапроекта и механизмы государственной поддержки мегапроекта на отдельных этапах его реализации. Структура и масштабы государственных преференций для компаний мегапроекта определяются на основе анализа показателей финансово-экономической оценки проектов компаний. Оцениваются выгоды предлагаемых форм и условий финансовой интеграции как для проблемных проектов сырьевых и перерабатывающих отраслей, так и для их потенциальных инвесторов. Проекты, не попавшие в базовую совокупность, становятся объектами диалога координирующего органа с компаниями и регионами по поводу изменения институциональных условий. Предложенный подход к формированию мегапроекта апробирован для решения стратегических задач преодоления депрессии в арктическом секторе Восточной Якутии. Ключевые проблемы социально-экономического развития улусов и поселений арктической зоны Восточной Якутии - глубокая депрессия градообразующих предприятий оловодобывающей промышленности, сопровождавшаяся радикальной реструктуризацией горнодобывающих и горно-обогатительных комбинатов, широкая зона неопределенности перспектив вовлечения в хозяйственный оборот других минерально­ сырьевых ресурсов, переоценка рентабельности их освоения, отсутствие стратегических инвесторов и базовых компаний. Мегапроект арктической зоны Восточной Якутии сформирован на основе стратегических направлений и приоритетных проектов, предложенных Республикой Саха (Якутия) в Государственную программу «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы». Выбор приоритетных направлений развития реального сектора экономики неразрывно связан с пониманием состояния жизнеобеспечивающих отраслей в существующей системе расселения Восточной Якутии. Мегапроект предусматривает развитие масштабных 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz