Север и рынок. 2014, N 5.
программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» - «сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, уменьшение разрыва по основным показателям социально - экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году - в 2 раза». То есть, фактически фиксировался только размах между показателями двух регионов, демонстрирующих крайние значения. Ожидаемые конечные результаты - «уменьшение различий в социально - экономическом развитии субъектов Российской Федерации по уровню валового регионального продукта на душу населения с учетом покупательной способности и доходам на душу населения в 2 раза к 2010 году и в 3 раза - к 2015 году; сокращение доли населения, живущего за чертой бедности, на 15 процентов в 2010 году и на 25 процентов - в 2015 году». Постановка столь масштабных целей не совпадала с ресурсными возможностями указанной Федеральной целевой программы. В рассматриваемой Программе новой региональной политики цели и целевые индикаторы более сбалансированы. Так, например, в качестве основного ожидаемого результата реализации подпрограммы 1 «Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием» указано сокращение дифференциации соотношения темпов роста показателей экономического развития (реальные располагаемые денежные доходы населения, объем инвестиций в основной капитал, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ) по 10 субъектам РФ с наибольшим значением и 10 субъектам РФ с наименьшим значением показателей с 1,35 до 1,1. Предшествующая практика формирования целевых индикаторов по проблематике межрегиональной дифференциации базировалась, как правило, не на темповых показателях (как в обсуждаемой Программе), а на абсолютных значениях, соотнесенных с численностью населения. Существенная разница изначальных «стартовых возможностей» позволяет констатировать целесообразность использования темповых показателей. Как отмечалось, в предшествующих методиках, используемых при регулировании пространственной асимметричности социально-экономического развития, нередко рассматривался размах между наибольшим и наименьшим значением какого-либо базового показателя. Тем самым, давалась оценка дифференциации только между двумя «экстремальными» субъектами РФ, и оставлялось в стороне соотнесение остальных, более чем 80 субъектов. Эта практика неоднократно критиковалась в ряде исследований [1, 9, 10]. В обсуждаемой программе оценка приближена к децильным отношениям, что более соответствует сложившейся практике статистических оценок. В целом, можно констатировать, что на смену политики поляризованного развития пришла новая региональная политика сбалансированного развития. Системные приоритеты государственной региональной политики, отражаемые в новой Программе, направлены на разрешение противоречий первостепенных проблем регионов Севера России. Так, как определяется в разделе II «Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы»: «... достижение сбалансированного развития субъектов РФ предполагает обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов». Каждая из трех подпрограмм обсуждаемой Программы регионального развития определяет вектор социально-экономических изменений северных территорий. Это предполагает необходимость рассмотрения специфики влияния по каждой подпрограмме. Что же касается концептуальных оснований рассматриваемой Программы, то следует отметить, что она полностью отвечает приоритетам устойчивого социально экономического развития регионов Севера России. Литература 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz