Север и рынок. 2014, N 5.

программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» - «сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, уменьшение разрыва по основным показателям социально - экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году - в 2 раза». То есть, фактически фиксировался только размах между показателями двух регионов, демонстрирующих крайние значения. Ожидаемые конечные результаты - «уменьшение различий в социально - экономическом развитии субъектов Российской Федерации по уровню валового регионального продукта на душу населения с учетом покупательной способности и доходам на душу населения в 2 раза к 2010 году и в 3 раза - к 2015 году; сокращение доли населения, живущего за чертой бедности, на 15 процентов в 2010 году и на 25 процентов - в 2015 году». Постановка столь масштабных целей не совпадала с ресурсными возможностями указанной Федеральной целевой программы. В рассматриваемой Программе новой региональной политики цели и целевые индикаторы более сбалансированы. Так, например, в качестве основного ожидаемого результата реализации подпрограммы 1 «Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием» указано сокращение дифференциации соотношения темпов роста показателей экономического развития (реальные располагаемые денежные доходы населения, объем инвестиций в основной капитал, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ) по 10 субъектам РФ с наибольшим значением и 10 субъектам РФ с наименьшим значением показателей с 1,35 до 1,1. Предшествующая практика формирования целевых индикаторов по проблематике межрегиональной дифференциации базировалась, как правило, не на темповых показателях (как в обсуждаемой Программе), а на абсолютных значениях, соотнесенных с численностью населения. Существенная разница изначальных «стартовых возможностей» позволяет констатировать целесообразность использования темповых показателей. Как отмечалось, в предшествующих методиках, используемых при регулировании пространственной асимметричности социально-экономического развития, нередко рассматривался размах между наибольшим и наименьшим значением какого-либо базового показателя. Тем самым, давалась оценка дифференциации только между двумя «экстремальными» субъектами РФ, и оставлялось в стороне соотнесение остальных, более чем 80 субъектов. Эта практика неоднократно критиковалась в ряде исследований [1, 9, 10]. В обсуждаемой программе оценка приближена к децильным отношениям, что более соответствует сложившейся практике статистических оценок. В целом, можно констатировать, что на смену политики поляризованного развития пришла новая региональная политика сбалансированного развития. Системные приоритеты государственной региональной политики, отражаемые в новой Программе, направлены на разрешение противоречий первостепенных проблем регионов Севера России. Так, как определяется в разделе II «Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы»: «... достижение сбалансированного развития субъектов РФ предполагает обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов». Каждая из трех подпрограмм обсуждаемой Программы регионального развития определяет вектор социально-экономических изменений северных территорий. Это предполагает необходимость рассмотрения специфики влияния по каждой подпрограмме. Что же касается концептуальных оснований рассматриваемой Программы, то следует отметить, что она полностью отвечает приоритетам устойчивого социально­ экономического развития регионов Севера России. Литература 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz