Север и рынок. 2014, N 5.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ И СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ* Скуфьина Т.П., д.э.н., проф., зав. отделом Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты Как неоднократно отмечалось исследователями-североведами, в последние годы отсутствуют специализированные документы, касающиеся политики по отношению к особому типу проблемных территорий - регионам Севера РФ. В рамках территориальной политики считается, что основные проблемы северных регионов решаются в рамках общей региональной политики, а специфические проблемы конкретных регионов, включая северные, должны отражаться в специализированных целевых или региональных программах. Ряд отрицательных эффектов такого подхода для социально-экономической ситуации неоднократно фиксировался исследователями [1, 2, 3, 4]. Настоящая работа представляет собой изложение части результатов исследования, направленного на рассмотрение возможных аспектов влияния базисных документов современной региональной политики на северные регионы РФ. Конкретной задачей является представление концептуальных оснований Программы «Региональная политика и федеративные отношения», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. № 435-р (далее Программа) - основного документа, раскрывающего концептуальные основания и перспективные направления современной региональной политики. Срок реализации Программы - с 2013 по 2020 гг. Согласно тексту Программы: «Региональная политика будет направлена на обеспечение сбалансированного социально экономического развития регионов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни граждан». Закономерна и декларируемая цель Программы - «обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации». Для этого, согласно Программе, будут решаться следующие задачи: стимулирование органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к наращиванию собственного экономического потенциала; совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления, в том числе механизмов и условий передачи полномочий РФ субъектам; укрепление единства многонационального народа РФ; стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ; содействие социально-экономическому развитию регионов; решение демографических проблем, в первую очередь, на территориях приоритетного заселения. Как определяется современным Североведением, в основе концептуальной модели социально-экономического развития Севера России должно лежать сбалансированное развитие не только экономики, но и социальной сферы [2, 3, 5, 6, 7, 8, 10]. Это предполагает необходимую сопряженность социально-экономических процессов в регионах Севера с общероссийскими процессами. Таким образом, концептуальные основания развития Севера совпадают с целеполаганием Программы. Закономерно ожидать, что ее реализация будет способствовать решению системных проблем северных территорий. Обращает внимание экономически более обоснованный способ построения целевых индикаторов реализации Программы, чем в предшествующих нормативно правовых документах, касающихся проблемы асимметричности территориального развития [подробнее см.: 1, С.94-118; 4, 9, 10]. Например, цель Федеральной целевой *Исследование выполнено при поддержке грантов РФФИ №13-06-00030, РГНФ №14-02-00128 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz