Север и рынок. 2014, N 4.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ СЕВЕРНЫХ СТРАН: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ* Торопушина Е.Е., к.э.н., доц., с.н.с. Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, Г. Апатиты В настоящее время, в решении задачи повышения уровня общественного здоровья основная роль чаще всего отводится государству. Здоровье рассматривается как основное условие и предпосылка надлежащего качества жизни, а также показатель степени продвижения к уменьшению бедности, упрочению социальной сплоченности и ликвидации дискриминации. Здоровье человека рассматривается не просто как трудовой ресурс, но и как капитальный актив. Соответственно, и здравоохранение рассматривается как основная составляющая формирования человеческого капитала [1]. Такие принципы политики в сфере охраны здоровья в наибольшей степени характерны для Скандинавских стран, где основной целью политики в сфере охраны здоровья является достижение реализации всеми людьми их «потенциала здоровья». Рассмотрим более подробно основные составляющие муниципальной политики в сфере охраны здоровья зарубежных северных стран. В настоящее время в Финляндии политика в сфере охраны здоровья сконцентрирована на двух основных уровнях - национальном и местном. Непосредственное проведение политики в сфере охраны здоровья относится к компетенции Министерства социального обеспечения и здравоохранения. Реализацией муниципальной политики в сфере охраны здоровья занимаются муниципальные комитет здравоохранения, совет и исполнительный комитет, которые подотчетны непосредственно населению. Основные направления государственной политики в сфере охраны здоровья заключаются в обеспечении для всех групп населения равного доступа к услугам социальных и медицинских служб; повышении эффективности межсекторных действий в сфере охраны здоровья, деятельности социальных и медицинских служб и качества предоставляемых услуг; развитии сотрудничества между службами, оказывающими первичную и специализированную помощь, медицинскими и социальными службами, другими секторами [2]. Реализация муниципальной политики в сфере охраны здоровья осуществляется при участии местных многопрофильных центров и центральных больниц. Небольшие муниципалитеты образуют для этих целей совместные межмуниципальные структуры. Каждый из 448 муниципалитетов относится к одному из 20 больничных округов [3], основная задача которых - обеспечить общедоступность, качество и рентабельность медицинского обслуживания. Особенностью политики в сфере охраны здоровья Финляндии является законодательно закрепленная в Законе об охране труда (1979 г.) обязанность работодателей обеспечивать профилактику профессиональных заболеваний и производственных травм, предоставление медицинской помощи либо в собственных медицинских центрах, либо посредством оплаты услуг частных или муниципальных медицинских учреждений. Муниципальная политика в сфере охраны здоровья направлена на сокращение преждевременной смертности, продление активной и здоровой жизни людей, обеспечение возможно лучшего качества жизни для всех и устранение различий в состоянии здоровья различных слоев населения на основе действий по укреплению здоровья населения, профилактике и обеспечению лечения заболеваний и реабилитации [2, 3]. Однако такая система не является оптимальной и в последние годы здравоохранение Финляндии переживает кризис. Связано это не только с общеэкономическими проблемами финансирования общественного сектора, но и с тем, что структура здравоохранения, имеющая в своей основе межмуниципальные центры, слабо привязана к реальным потребностям населения, и их транспортная доступность слишком низка для значительной части жителей удаленных территорий. (Тем не менее, в России выбран вариант модернизации здравоохранения исходя из именно такой структуры оказания медицинской помощи населению.) В Норвегии система здравоохранения построена на разделении ответственности между местными властями и центральным правительством, но формирование и реализация политики в * Часть результатов получена в рамках выполнения проекта № 12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития» на 2012-2014 гг., грант целевого конкурса Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Россия в Арктике: история, современность, перспективы». 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz