Север и рынок. 2014, N 4.
не направлены на развитие КСО. При этом пока сохраняются неформальный и индивидуальный характер договоренностей представителей бизнеса и власти на региональном и местном уровнях. Региональные органы власти сами разрабатывают методы и способы сотрудничества с компаниями, в отдельных случаях добиваясь значительных успехов. Особое значение сотрудничество регионов и местных сообществ с бизнесом имеет для северных и арктических территорий, которые, в силу своего экстремального природно климатического положения и отсутствия четко выраженной северной/арктической государственной социальной политики, попадают в ситуацию заложников и зависимости от действия сырьевых компаний. Для таких территорий социальная политика компаний и реализация ими КСО является одним из важнейших факторов обеспечения достойного уровня социально экономического и экологического развития регионов, местных сообществ, моногородов и территории в целом. Как пример эффективного взаимодействия региональной власти с компаниями, практикующими КСО, можно привести сотрудничество правительства Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) с действующими на территории этого арктического региона ресурсными корпорациями. Одним из наиболее действенных инструментов такого сотрудничества являются Соглашения, которые заключаются между компаниями, региональной и муниципальной властью. Таких соглашений в ЯНАО насчитывается более 200, причем соглашения распространяются и на коренные малочисленные народы Севера (КМНС), проживающие на территории ЯНАО. Соглашения определяют объем и направления социально-ориентированного финансирования на среднесрочный период, планы совместного решения социально экономических проблем региона, а также регулируют вопросы, связанные с функционированием производственных объектов компаний и экологическими аспектами. Кроме того, между Администрацией округа и компаниями подписываются дополнительные ежегодные соглашения, содержащие перечень социально-экономических проектов и мероприятий, которые будут реализованы в отчетном периоде на территории муниципальных образований ЯНАО. По условиям соглашений финансируются общеобразовательные и дошкольные учреждения; проекты в поддержку детей, инвалидов, пожилых людей, укрепления семьи, приобретаются оборудование для дошкольных, школьных и медицинских учреждений, проводятся капитальные ремонты социальных объектов и строятся новые объекты, в том числе на факториях. Компания и местные администрации способствуют развитию самодеятельности и творчества детей и молодежи, детского и подросткового спорта. В ЯНАО работают крупнейшие нефтегазовые компании России: Группа компаний Газпром, ОАО Лукойл, ОАО «Новатэк», французская фирма «Тоталь» и еще большое количество сервисных компаний, обслуживающих нефтегазовую отрасль8 [4]. Нефтегазовые компании в ЯНАО являются крупнейшими налогоплательщиками в местный и региональный бюджеты9, обеспечивают занятость значительной доли населения моногородов, городских поселений, территории в целом, финансируют широкий спектр объектов социальной инфраструктуры образования, здравоохранения, спорта, стимулируют активность населения, способствуя формированию гражданского общества. 8 Из выступления губернатора ЯНАО Кобылкина Д.Н. « ... подписание соглашений о сотрудничестве с крупными нефтегазовыми компаниями, которые не только обеспечивают значительную часть поступлений в бюджет округа, но и принимают активное участие в социальных программах. От имени поколения первопроходцев, Правительства округа и жителей Ямала хочу выразить слова благодарности Алексею Борисовичу Миллеру, всему Газпрому за участие в судьбе ямальцев. С Газпромом мы запустили несколько серьёзных инфраструктурных проектов, компания - постоянный участник благотворительных и социальных акций...». 9 Компании Группы Газпром направили в бюджет ЯНАО в 2009 г. более 28 млрд. руб., в 2013 - 45 млрд. руб., к 2016 г. планируют - более 70 млрд. руб. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz