Север и рынок. 2014, N 4.

экономики. При этом в организациях внебюджетного сектора экономики минимальная заработная плата существенно выше, чем в бюджетном секторе. В Ямало-Ненецком автономном округе значение покупательной способности минимальной заработной платы превышает рассматриваемое значение для работников бюджетного сектора экономики более чем в половине субъектов РФ, где выплаты по районному регулированию не применяются, но во внебюджетном секторе значение этого показателя в основном ниже. В Мурманской области покупательная способность минимальной заработной платы на уровне и незначительно выше, чем в большинстве указанной группы субъектов РФ, вне зависимости от формы собственности. Что касается Ненецкого и Чукотского автономных округов, величина прожиточного минимума трудоспособного населения в этих субъектах Российской Федерации превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в Мурманской области и Ямало­ Ненецком автономном округе, и в III квартале 2013 г. составила в Ненецком автономном округе 16361 руб., в Чукотском автономном округе - 13388 руб. Следовательно, в Чукотском и Ненецком автономных округах федеральный МРОТ в 2013 г. не обеспечивал стоимости даже половины потребительской корзины (соответственно 38,9 и 31,8%), поэтому отсутствие в данных субъектах РФ установленных в региональных соглашениях гарантий по минимальной заработной плате, превышающей федеральный МРОТ, можно оценить негативно. Как показывает анализ, минимальная заработная плата из всех рассматриваемых арктических регионов России только в Мурманской области гарантирует обеспечение стоимости жизни на минимальном уровне, а в других субъектах РФ не обеспечивает даже его. Тот факт, что покупательная способность минимальной заработной платы в арктических регионах аналогична покупательной способности минимальной заработной платы в субъектах РФ с благоприятными природно-климатическими условиями, говорит о том, что отсутствуют материальные стимулы по привлечению работников в арктические регионы. Как известно, функцию по привлечению персонала для работы в районы Крайнего Севера выполняет процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. В этой связи следует упомянуть мнение некоторых ученых о сомнительности включения в минимальную заработную плату районных коэффициентов и процентных надбавок и целесообразности вывода выплат по районному регулированию из состава минимальной заработной платы (см., например [1, 2, 3]). Аналогичной позиции придерживался и Верховный Суд в некоторых своих Определениях (см., например, [4]). Но в настоящее время в трудовом законодательстве закреплена иная норма. В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ утратила силу вторая часть статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой было предусмотрено, что в минимальный размер оплаты труда «не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты». Однако какой бы ни была структура минимальной заработной платы, ее уровень должен быть достойным и гарантировать работнику нормальное воспроизводство рабочей силы. В связи с этим представляет интерес сравнение минимальной заработной платы со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации. Как отмечается в экономической литературе, в странах с развитой рыночной экономикой отношение минимальной заработной платы к средней заработной плате составляет не менее 30-35% [5]. При этом Международной организацией труда данное соотношение рекомендовано устанавливать на уровне 50%, а в Европейском союзе - 60% [6]. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Ямало-Ненецком автономном округе составила в 1 полугодии 2013 г. 70981 руб., в Чукотском автономном округе - 67783 руб., в Ненецком автономном округе - 61177 руб., в Мурманской области - 38825 руб. Таким образом, соотношение минимальной заработной платы и средней заработной платы в субъекте РФ составляет в Мурманской области 27,6%, т.е. приближается к вышеназванному зарубежному значению. В Ямало-Ненецком автономном округе данное соотношение значительно ниже - 15,7%, в Ненецком и Чукотском автономных округах федеральный МРОТ не достигает 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz