Север и рынок. 2014, N 4.

Примеры Франции и Великобритании показывают возможности успешного развития КСО, так как при соблюдении множества условий практика КСО не только соответствует передовым международным подходам, но и становится в полной мере капиталообразующей. В России взаимодействие государства и бизнеса, следовательно, и условия для развития КСО проходят этап формирования, который пока еще не привел к интеграции КСО и устойчивого развития в сферу публичной политики, как в ЕС. На правительственном уровне и уровне Администрации Президента РФ пока нет официально оформленной политики в области КСО и УР. Проект государственной стратегии устойчивого развития России в последний раз рассматривался Правительством РФ в 1997 году. В отношении КСО все остается на уровне лозунга Президента РФ от 2004 года: «Российский бизнес должен быть социально ответственным!». Ничего похожего на национальные стратегии (рамочные политики) в областях КСО и УР, уже принятые во многих развитых и развивающихся странах, или Политики КСО в ЕС, в России нет. Пока что фактический подход государства - главное экономический рост, а его качество - вопрос, который даже не анализируется и не обсуждается5 [3]. Характерно, что за редким исключением, высказывания политических лидеров отталкиваются от «презумпции безответственности» бизнеса. Тон заявлений, как и сам политико­ экономический курс, существенно не изменились до сих пор. Особенно это проявилось с наступлением международного финансового кризиса 2009-2011 гг.6 Практически не находят оценки многочисленные усилия крупных компаний, их существенный вклад в поддержку территорий присутствия, их позитивная роль в социальных изменениях. Явные позитивные сдвиги в данной сфере, как то разворот в сторону международных стандартов, системный подход к социальным инвестициям и их объемы, совокупные усилия бизнеса в развитии человеческого капитала, построении информационного общества, сохранении экологии регионов и так далее, пока не получают огласки на высоком политическом уровне. Это существенно отличается от ситуации в ЕС7. Вместе с тем проведение политики стимулирования КСО — это, в первую очередь, признание той роли, которую бизнес играет в развитии страны, а также в создании условий для более эффективного добровольного вклада компаний в социальную, экономическую и экологическую сферы. Федеральные власти имеют потенциал расширения своего участия в стимулировании КСО, однако формат будущих мер во многом зависит от тех закономерностей, которые сегодня определяют реализацию КСО на региональном уровне, поскольку российский бизнес осуществляет программы КСО, главным образом, в регионах присутствия. Именно региональная социальная политика компаний становится политикой в отношениях с местным сообществом и с региональной и местной властью. На региональном уровне действия властей носят более выраженный характер, но в значительной степени ориентированы на привлечение бизнеса к решению социальных проблем, а 5 Поручения Президента Д.А. Медведева от 2011 года Правительству РФ, инициированные российскими НКО, в области повышения экологической прозрачности и отчетности, а также присоединения РФ к Орхусской конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (из стран СНГ только Россия и Узбекистан до сих пор не присоединились) так и остаются не выполненными, затерявшись в «болоте» межведомственных согласований. Сохраняющееся отношение федеральных властей к КСО передает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности, член фракции «Единая Россия» Ю. Медведев: «Бизнес вообще вряд ли может чувствовать какую-либо ответственность перед обществом, поскольку ни бизнес, ни сама власть пока еще не подходили серьезно к теме социальной ответственности бизнеса. На мой взгляд, социальная ответственность бизнеса должна быть четко прописана в правилах его ведения». 7 В таких условиях ведения бизнеса можно констатировать, что зачастую компании развивают КСО не благодаря, а вопреки действиям государства. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz