Север и рынок. 2014, N 4.

Следует сделать вывод, что идеи устойчивого развития и его такого важного аспекта как социальная устойчивость слабо отражены в концептуальных и институциональных основаниях государственной северной и арктической политики РФ. Анализ утвержденных и готовящихся к утверждению законодательных документов выявил в них концептуальные противоречия. Базисная идея Основ государственной политики в Арктике (2008 г.) и программы «Социально­ экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (подготовлена в 2013 г.) об усилении использования природных ресурсов Арктики для обеспечения развития остальной части РФ противоречит идее «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 г.» (2013 г.) о комплексном социально-экономическом развитии Арктики, где одним из главных приоритетов определено улучшение качества жизни проживающего населения. Одной из основных проблем является то, что аспектам социальной устойчивости, развития человеческого потенциала арктических территорий во многих случаях отводится вторичная, производная от экономических задач роль, а цели социального развития Арктики РФ сводятся к задачам элементарного жизнеобеспечения. Литература 1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко, пред. и науч. ред. В.З. Мильнера. М.: «Начала», 1997. 2. Витязева В.А., Котырло Е.С. Социально-экономическое развитие российского и зарубежного Севера. Учебное пособие. - Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2007. С. 106, 168. 3. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) /Пер. с англ., ред. Евтеев, С.А., Перелет, Р.А. - М.: Прогресс. 1989. 376 с. 4. Colantonio, A. Social sustainability: a review and critique of traditional versus emerging themes and assessment methods. In: Horner, M., Price, A., Bebbington, J. and Emmanuel, R., (eds.): 2nd International Conference on Whole Life Urban Sustainability: conference proceedings. Loughborough University, Loughborough, UK. Pp. 865-885. - URL: http://eprints.lse.ac.uk/35867/ 5. Ипполитов Л.М. Социально-устойчивое развитие как критерий реформирования национальных экономических систем. - URL: http://www.aspe.spb.ru/Series/Ippolitov.pdf 6. Reid, J. The debased and politically disastrous subject of resilience. Development dialogue. 2012. №58. Pp.67-80. 7. Tennberg M., Riabova L., Espiritu A. Introduction to politics of development in the Barents region // Politics of Development in the Barents Region. Lapland University Press, Rovaniemi, 2012. - Р. 20. 8. Неолиберализм // Википедия: сайт. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ 9. Larner W. Neoliberalism: Policy, ideology, governmentality. Studies in Political Economy. Vol. 63. 2000. - URL: http://spe.library.utoronto.ca/index.php/spe/article/view/6724 10. Tennberg M. The political economy of the Barents region. Paper presented at the Thorvald Stoltenberg Conference, 1-2 October 2013, Kirkenes, Norway. 11. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». - URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html 12. Шейман Д., Щедровицкий П. Институциональные механизмы устойчивого развития. - URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/formula/machinery/ 13. «Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года». - URL: http://de.gov.yanao.ru/index.php?option=com content&view=article&id=263- &Itemid=177 14. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 г.» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142561 15. Проект Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». - URL: http://regulation.gov.ru/project/9208.html?point=view project&stage=3&stage id=4345 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz