Север и рынок. 2014, N 4.
обозначено комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ. Одно из важных мест занимает улучшение качества жизни проживающего здесь населения, перечень направлений по улучшению качества жизни включает 15 пунктов [14]. В Стратегии «ресурсная» парадигма освоения сбалансирована положениями об устойчивом развитии Арктики, в том числе об улучшении качества жизни ее населения, что является шагом вперед в развитии концептуальной базы арктического законодательства РФ в направлении повышения внимания к проблемам социальной устойчивости. Но с учетом того, что Стратегия разработана для реализации целей и приоритетов, определенных в Основах государственной политики в Арктике, она не смогла кардинально изменить подход, заложенный в основополагающем документе. К сожалению, третий документ - разработанная Минрегионом государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», представленная на обсуждение в ноябре 2013 г., - не только не стал инструментом реализации идей об устойчивом социально ориентированном развитии российской Арктики, содержащихся в Стратегии развития Арктической зоны РФ, но и, на наш взгляд, явился «шагом назад» в этом отношении. Как минимум, три обстоятельства заставляют сделать такой вывод. Во- первых, целью программы установлено ускорение развития РФ за счет масштабного вовлечения в хозяйственный оборот природных возможностей Арктической зоны, что противоречит объявленному в Стратегии развития Арктической зоны первоочередным приоритету комплексного социально-экономического развития Арктики. Во-вторых, социальные цели формулируются узко, и вместо комплексного социального развития Арктики РФ сводятся к задачам элементарного жизнеобеспечения (задача 3 «Создание и развитие локальных систем жизнеобеспечения в Арктической зоне РФ»). В-третьих, в целевых индикаторах программы единственным индикатором, имеющим отношение к «человеческому измерению» является «Увеличение темпов роста производительности труда на предприятиях Арктической зоны РФ» [15]. При этом уже сегодня при численности населения 2,3 млн. человек [15], или 1,6% населения РФ, в Арктике создается до 12-15% ВВП страны [16], а объем ВРП на одного жителя в среднем по арктическим территориям составляет 905,7 тыс. руб., при среднем по РФ 261,7 тыс. руб. [17]. Анализ арктических стратегий стран зарубежного Севера показывает, что их целевые установки отличаются от целей арктической политики РФ, направленной в первую очередь на решение проблем развития РФ за счет усиления эксплуатации природных ресурсов Арктики. Арктические стратегии зарубежных стран более ориентированы на идеи устойчивого развития и, особенно, на достижение социальной устойчивости арктических территорий - развитие человеческого потенциала, улучшение качества жизни, развитие местных сообществ, коренных народов. Максимально направлены на достижение социально устойчивого развития арктические стратегии Финляндии, Норвегии и Швеции (табл. 1). 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz