Север и рынок. 2014, N 4.

Российской Федерации на период до 2020 года». И в общенациональных законодательных документах, и в тех, что касаются Севера и Арктики, термин «устойчивое развитие» используется довольно часто, но его глубокая смысловая интерпретация, соответствующая истинному содержанию этой концепции, встречается редко. Концептуальной основой государственной социально-экономической политики РФ являются концепции экономического роста или поступательного социально-экономического развития, дополненные концепцией национальной безопасности, либо используется модернизационная парадигма, дополненная концепциями человеческого капитала (реже - потенциала), выступающими в качестве теоретической базы тезиса о социально ориентированном развитии страны. Это более узкий и менее социально ориентированный по сравнению с теорией устойчивого развития концептуальный базис. Анализ парадигмальных оснований арктической политики РФ, в том числе, контент-анализ ее главного законодательного документа - «Основы государственной политики в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», - показывает, что ее основой избрана концепция экономического роста, базирующегося на модели ресурсной экономики. Одной из ключевых является идея об усилении эксплуатации природных ресурсов Арктики для обеспечения развития остальной части РФ - первоочередным национальным интересом определено использование Арктики «в качестве стратегической ресурсной базы РФ, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны» [11]. Главной целью государственной политики в Арктике установлено расширение ее ресурсной базы для обеспечения потребности РФ в углеводородах и других видах сырья. Вопросы социального развития освещены крайне кратко - из семи с половиной страниц текста им посвящена лишь треть страницы. Арктические территории рассматриваются, прежде всего, как физическая платформа для размещения производительных сил в связи с добычей природных ресурсов. Главное внимание государства направлено на обеспечение оптимальной конфигурации вокруг энерго-сырьевых источников главных факторов промышленного производства - основных фондов, обслуживающих комплексов и инфраструктур, систем жизнеобеспечения для рабочей силы. Такое понимание развития характерно для периода индустриализации и гораздо уже, чем представление о нем, как об устойчивом социально-эколого­ экономическом развитии [12]. Этот подход во многом противоречит национальной парадигме социально ориентированного инновационного развития («Концепция долгосрочного социально­ экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»), тезису об обживании Севера и Арктики, активно выдвигаемому учеными-североведами (В.Н. Лаженцев и др.) и самими арктическими регионами, идее устойчивого развития, составляющей основу арктических стратегий стран зарубежного Севера. Тем не менее, с начала 2010-х гг. можно говорить о признаках появления как в науке, так и в практике территориального управления в РФ новой волны внимания к идеям устойчивого социально ориентированного развития - и, прежде всего, со стороны регионального уровня. В большинстве северных/арктических регионов РФ разработаны региональные стратегии, в той или иной степени отражающие идеи устойчивого, комплексного, инновационного, социально ориентированного развития (напр., [13]). При их разработке учитывались положения «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», где ключевым является тезис об инновационном социально ориентированном развитии. В последнее время появились признаки того, что и на федеральном уровне при формировании северной/арктической политики стало уделяться больше внимания идеям устойчивого развития, социальной устойчивости. Доказательством могут служить положения второго основного «арктического» документа РФ. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 г.» (08.02.2013 г.) создана Министерством регионального развития РФ в сотрудничестве с Советом по изучению производительных сил. Провозглашено, что она направлена на достижение целей и приоритетов устойчивого развития Арктики и национальной безопасности РФ. Первоочередным приоритетом 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz