Север и рынок. 2014, N 4.

возникающее при взаимодействии людей в сетях сотрудничества [4]. Определения ее многообразны, но схожи в трактовке содержания [4-5]. Обобщая имеющиеся подходы, мы предлагаем следующее определение. Социальная устойчивость - такое состояние сообществ различного уровня, при котором в них обеспечивается высокое качество и уровень жизни, высокий уровень здоровья, социальная справедливость и равенство, социальная вовлеченность граждан, будущие поколения имеют такой же или более широкий доступ к социальным ресурсам как нынешнее поколение, что, в конечном счете, обеспечивает существование данных сообществ в неопределенно долгой перспективе. Социальные ресурсы, кроме формирующих благосостояние, включают права человека, трудовые права, различные культуры. Сегодня социальная устойчивость все чаще рассматривается как фундаментальная основа устойчивого развития. Одновременно с концепцией устойчивого развития развивалась неолиберальная концепция. Многие исследователи видят ее как главную оппонирующую доктрину и даже угрозу идеям устойчивого развития [6, 7]. Неолиберализм сформировался как оппозиция социал- либерализму, получившему развитие в середине XX века. Социал-либеральные идеи предполагали социальное сотрудничество и социальную защиту, сочетание рыночной конкуренции с государственным регулированием и широкими социальными программами [8], впоследствии они заложили основу концепции устойчивого развития. Неолиберализм - популярная концепция и распространенный способ управления в отдельных государствах и в международном сотрудничестве. Он отдает предпочтение рыночным методам управления и усилению роли граждан в развитии за счет минимизации регулятивных и законодательных практик государственного управления [9]. Несмотря на распространение неолиберальных идей, на зарубежном Севере базисной парадигмой в теории и господствующим способом управления на практике остается устойчивое развитие [2, 7]. В 2000-х гг. страны зарубежного Севера принимали национальные стратегии устойчивого развития, а с 2009 г. - национальные арктические стратегии, базирующиеся на идеях устойчивого развития, с акцентом на социальной устойчивости. Роль государства в развитии арктических территорий остается высоко значимой, особенно в Северной Европе; исключение составляет Аляска с моделью управления, основанной на большом объеме прав штата. Ряд исследований доказывают, что после мирового кризиса 2008-2009 гг. пришло время пост­ неолиберализма, когда в странах с различным политическим устройством раздаются призывы к сильному государству. Понятие «сильное государство» изменяется, в него включается не только более сильное государственное регулирование экономики, но и более справедливое распределение доходов от экономической деятельности в пользу местных сообществ и населения [10]. В РФ, после периода «увлеченности» концепцией устойчивого развития в 1990-х гг., когда был принят единственный до сего дня документ, посвященный национальной стратегии устойчивого развития, - «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (01.04.1996 г.), интерес к ней снижался. В последние годы приняты документы, формирующие новую институциональную основу государственной социально-экономической политики РФ в целом и ее северной составляющей. Главные документы, определяющие государственную политику в целом, - «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (17.11.2008 г.), одним из ключевых для которой является тезис об инновационном социально ориентированном развитии страны, и «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (12.05.2009 г.). Что касается государственной северной политики, то основным содержанием институциональных изменений последних лет является активное формирование ее арктической законодательной составляющей. Приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» (18.09.2008 г.) и «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 г.» (08.02.2013 г.), готовится к утверждению государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz