Север и рынок. 2014, N 4.
III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКАРОССИИ ВАРКТИКЕ ВXXI ВЕКЕ: НОВАЯ ПАРАДИГМАИНОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (КСО): ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ* Башмакова Е.П., к.э.н., доц., уч. секретарь Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты Тема корпоративной социальной ответственности (КСО), получившая особую популярность, начиная с 70-х годов предыдущего столетия, и в ХХ! веке, по-прежнему вызывает активный интерес, как в зарубежном, так и в российском научном пространстве. Теоретические дискуссии по поводу КСО обусловлены, в том числе, отсутствием единого мнения в экономических и социальных науках по поводу необходимости, возможности и перспектив социальной ответственности бизнеса, что связано с различными идеологическими взглядами исследователей. В тоже время значительная часть бизнеса в своей реальной деятельности учитывает не только необходимость максимизации финансово-экономических результатов, но и социальные потребности того общества, в рамках которого осуществляется предпринимательская деятельность. Роль государства в отношении к корпоративной социальной ответственности имеет значительные отличия в зависимости от страны, в которой действует бизнес. Наибольшее развитие регулирующих воздействий на КСО принадлежит странам Европы, входящим в Европейский Союз. Активное государственное участие в развитии КСО во многом обусловлено особенностями европейской политической культуры и социализации, которые характеризуются высоким уровнем информированности общества, его активным участием и способностью формировать требования к корпоративному сектору, плюрализмом мнений, консенсусом в понимании базовых ценностей, открытой конкуренции политических платформ и так далее. В европейских странах наблюдается эффективная работа многочисленных групп интересов, развивающих и продвигающих принципы устойчивого развития и КСО: некоммерческие организации (НКО), негосударственные (неправительственные) организации (НГО), профсоюзы, представительства различных международных организаций и так далее. Это позволяет интегрировать КСО в сферу публичной политики. Наиболее законодательно проработанными в Европе являются два направления — социальная сфера и сфера охраны окружающей среды, большое внимание также уделяется правилам взаимодействия с местными сообществами, соблюдению прав потребителей, ответственному корпоративному управлению и, в последнее время, содействию развитию среднего и малого бизнеса. Наиболее полные примеры политики национальных правительств в сфере КСО представляют Великобритания и Франция [1]. * Часть результатов получена в рамках выполнения проекта № 12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития» на 2012-2014 гг., грант целевого конкурса Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Россия в Арктике: история, современность, перспективы». 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz