Север и рынок. 2014, N 4.

Таблица 1 Различия в средней заработной плате работников в арктических субъектах РФ, в % к средней по Российской Федерации (по данным выборочного обследования за октябрь 2007 и 2011 гг.) Наименование субъектов 2007 г 2011 г. Средняя заработная плата, всего В том числе Средняя заработная плата, всего В том числе без региональных выплат без региональных выплат Российская Федерация 100,0 100,0 100,0 100,0 Мурманская область 127,0 76,0 128,8 69,7 Ненецкий автономный округ 199,9 105,1 207,3 104,0 Ямало-Ненецкий автономный округ 244,4 149,7 238,1 123,6 Чукотский автономный округ 198,8 110,6 210,0 109,9 Как следует из приведенных в таблице данных, различия в средней заработной плате работников организаций всех форм собственности в рассматриваемых регионах по отношению к средней по России без выплат по районному регулированию резко сокращаются. Эта тенденция в динамике не только сохраняется, но и усиливается. Несмотря на действующее трудовое законодательство и принимаемые региональные и отраслевые соглашения и коллективные договора, работодатели при формировании фондов оплаты труда занижают основную (постоянную) часть заработной платы, на которую начисляются районные коэффициенты, процентные надбавки и другие компенсации, поэтому снижаются преимущества в оплате труда и стимулы для переселения в северные регионы. Распределение работников по размерам средней начисленной заработной платы по 10­ процентным группам работников организаций (по данным выборочных обследований за апрель) за 2007 и 2013 гг. показало некоторое сокращение дифференциации между наиболее оплачиваемых и наименее оплачиваемых работников. Соотношение средней заработной платы по 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой в целом по Российской Федерации составило в 2007 г. 22,1 раза, а в 2013 г. - 15,8 раза. В анализируемых субъектах РФ указанные соотношения всегда были ниже среднероссийского уровня и в 2013 г. составили в Мурманской области - 10,1 раза, в Ненецком автономном округе - 10,7 раза, Ямало­ Ненецком - 12,7 раза, Чукотском - 11,8 раза. Удельный вес фонда заработной платы наименее оплачиваемых работников (1-5 децильные группы) в общем фонде начисленной заработной платы в целом по Российской Федерации составил в 2007 г. 20,1%, а наиболее оплачиваемых (6-10 децильные группы) - 79,9%, в 2013 г., соответственно, 21,9 и 78,1%. В арктических субъектах РФ указанные соотношения данного показателя несколько лучше. В частности, в Мурманской области в 2013 г. они составили 26,8 и 73,2%, в Ненецком автономном округе - 26,3 и 73,7% , Ямало­ Ненецком - 25,3 и 74,7%, Чукотском -24,1 и 75,9%. В современных условиях среди практических работников поднимается вопрос об отказе от выплат по районному регулированию, так как в России уже сформировалась рыночная экономика. По нашему мнению это преждевременно, поскольку разрушена производственная и социальная инфраструктура северных и восточных регионов, происходит постоянный миграционный отток населения, а средняя заработная плата работников не обеспечивает им нормальных условий воспроизводства. В заключение остановимся на отношении к выполнению Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором перечислены перспективы повышения средней заработной платы работникам бюджетной сферы, главными из которых являются достижение средней заработной педагогических работников, врачей и среднего медицинского персонала, работников науки до средних по субъекту РФ или муниципальному образованию или превышение её до двух раз. В частности, 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz