Север и рынок. 2014, N 4.

ПРОБЛЕМЫ УРОВНЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ Мосина Л.Л., к.э.н., в.н.с. Широкова Л.Н., к.э.н., в.н.с. НИИ труда и социального страхования Министерства труда и социальной защиты, г. Москва Стратегия, цели и задачи освоения арктических территорий в перспективе изложены в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации 18.09.2008. В качестве основных мер по реализации государственной политики в области социально­ экономического развития Арктической зоны России предложены: стимулирование реализации новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий путем их софинансирования за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы России и внебюджетных источников; обеспечение государственных гарантий оплаты труда, в том числе при осуществлении работ вахтово-экспедиционным методом; обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях; уточнение государственных социальных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в арктической зоне Российской Федерации. В связи с тем, что до сих пор не определена южная граница Арктики, несмотря на наличие научно обоснованных предложений по её установлению, рассмотрим социально-экономические показатели по субъектам РФ, полностью или большей частью входящих в зону Арктики, в частности по Мурманской области, Ненецкому, Ямало-Ненецкому и Чукотскому автономным округам. Кроме того, в арктическую зону всегда входили Таймырский автономный округ (в настоящее время Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район) и северные муниципальные районы Республики Саха (Якутия), социально-экономические показатели в статистической отчетности по которым в настоящее время отсутствуют, что не позволяет провести сопоставительный анализ. Арктические территории никогда не рассматривались как место для постоянного заселения пришлыми контингентами. Это место заселения и проживания коренных малочисленных народов Севера. Главная задача для коренного населения сохранение среды обитания, обучение детей к ведению традиционного образа жизни и ознакомление с современными достижениями в области информационных технологий, образования и науки. В течение многих десятилетий открытие месторождений полезных ископаемых и их разработка производилась за счет приглашенных рабочих и специалистов из других регионов России и республик бывшего СССР. По мере открытия и разработки полезных ископаемых строились промышленные предприятия и рабочие поселки при них, некоторые из которых переросли в города. Для интенсивного освоения Северного морского пути в 30-е годы XX века, охраны границ в Арктике было осуществлено строительство портов (портпунктов), пограничных баз и поселков для постоянного проживания гражданского и военного персонала. В условиях роста экономики СССР и его составной части России происходило заселение северных и арктических территорий. Интенсивное освоение северных и арктических территорий произошло в послевоенные годы. Численность населения в Мурманской области возросла в 1989 г. по сравнению с данными переписи населения 1959 г. практически в 2,0 раза, Ямало-Ненецкого автономного округа - в 7,9 раза, Чукотского автономного округа - в 3,5 раза. В годы экономических реформ, когда был провозглашен лозунг «рынок решит все», была разрушена производственная и социальная инфраструктура арктических и северных поселков при месторождениях, что обусловило отток населения. Численность населения по данным переписей населения в 2010г. по сравнению с 1989г. в Мурманской области сократилась с 1164,6 до 796,1 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz